Станет ли возможным мирное разрешение афганского кризиса после того, как президент Афганистана Хамид Карзай заявил о готовности к переговорам с "Талибаном"?
Попытки прямого диалога афганских властей с "Талибаном" имеют длительную историю. Но успеха достигнуть так и не удалось. Перспектива начала прямых переговоров выглядит маловероятной - талибы категорически отвергают возможность диалога с афганским правительством. Накануне представитель "Талибана" в интервью корпорации Си-Эн-Эн назвал президента Карзая "иностранной марионеткой и человеком, не способным самостоятельно принимать решения", с которым соответственно не о чем разговаривать. Лидеры движения талибов готовы к переговорам с США и другими союзниками афганского президента, но только не с ним самим. "Талибан" решительно опроверг заявления Карзая о существовании постоянных не прямых контактов правительства с представителями движения. В тоже время пресс-секретарь "Талибана" официально подтвердил: в Катаре начались переговоры с представителями США по урегулированию афганского конфликта.
В Кабуле рассчитывают на помощь Пакистана, играющего одну из ключевых ролей в регионе. Со своей стороны американские власти полностью поддерживают усилия Карзая, стремясь создать хотя бы видимость национального примирения в стране перед предстоящим выводом войск международной коалиции в 2014 году.
На официальном сайте правительства Афганистана размещено заявление Карзая, где тот приглашает "Талибан" сесть за стол переговоров. Афганский лидер призвал пакистанских партнеров сделать все возможное для возобновления диалога Кабула с талибами. "Я прошу братское правительство Пакистана поддержать и облегчить наши усилия по началу прямых переговоров как часть общего мирного процесса", - говорится в заявлении президента Афганистана.
Позиция Пакистана в процессе афганского урегулирования приобретает ключевое значение в связи с предположениями о существовании тесных контактов Исламабада с талибами. В частности, в опубликованных в начале февраля фрагментах секретного доклада американских военных "Положение талибов в 2012 году" говорится, что "Талибан" полностью подконтролен пакистанской разведке. К примеру, по данным американских спецслужб, на территории приграничной с Афганистаном провинции Белуджистан в течение многих лет беспрепятственно действует так называемая "Кветтская шура", находящаяся под покровительством пакистанских спецслужб. Прежде Кабул неоднократно обвинял пакистанские власти в предоставлении убежища боевикам и непосредственном руководстве их действиями. Напомним, резкое обострение афгано-пакистанских отношений произошло после убийства в сентябре прошлого года бывшего президента Афганистана и главного переговорщика с талибами Бурхануддина Раббани. За этим преступлением, по мнению афганских властей, стояли пакистанские военные.
Сегодня в отношениях Кабула с Исламабадом тоже не все обстоит гладко - во время двухдневного визита Карзая в Пакистан 16-18 февраля афганский лидер не сумел добиться от партнеров каких-либо обещаний о поддержке своих переговоров с "Талибаном". Во всяком случае, об успехе переговоров говорить не приходится - министр иностранных дел Пакистана Хина Раббани Кар считает, что Кабул хочет от ее страны слишком многое. В частности, она назвала ожидания Афганистана "странными" и даже "нелепыми": "Обеспечить переговоры с муллой Омаром? Если это то, чего они ждут - значит, они перестали считаться с реальностью". Исламабад продолжает отрицать наличие связей с боевиками, в том числе и сам факт существования "Кветтской шуры". Подобные заявления высших должностных лиц Пакистана недвусмысленно свидетельствуют о той высокой степени напряженности, которая сохраняется в двусторонних отношениях с Афганистаном и тормозит начало мирного процесса.
Вашингтон воспринял призывы Карзая однозначно позитивно, рассчитывая на достижение в перспективе национального примирения в стране. Официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд сообщила об удовлетворении американской администрации в связи с готовностью афганского президента к диалогу: "Как вы знаете, мы уже некоторое время работали над этим. И наша задача - самим выйти из игры, поскольку истинное примирение в стране будет только тогда, когда афганцы будут говорить друг с другом". Более того, решение о начале сепаратных переговоров с "Талибаном" было выработано в тесном контакте с США. Накануне визита в Пакистан Хамид Карзай обсудил все детали с американским президентом Бараком Обамой.
В настоящее время США готовятся к окончательному выводу международного воинского контингента из Афганистана. Этот процесс должен завершиться к 2014 году. Однако ситуация в стране далека от гражданского мира - аналитики не исключают, что с уходом иностранных войск в Афганистане снова вспыхнет междоусобная война. Пытаясь достичь примирения с талибами, пусть даже поверхностного, Вашингтон накануне сокращения американского присутствия на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, по всей видимости, стремится нормализовать отношения с одной из самых радикальных и опасных сил в регионе - талибами. Так, в конце декабря 2011 года выяснилось, что США больше не считают "Талибан" врагом и не видят в его действиях угрозы американским интересам. По словам вице-президента Джо Байдена, "проблемы начнутся, если это движение будет представлять угрозу для правительства, которое помогает нам бороться с плохими парнями". В условиях обостряющегося конфликта с Ираном Вашингтону нужно, по возможности, обезопасить свои стратегические позиции в регионе. В этом же контексте можно рассматривать смягчение американской позиции по отношению к египетским исламистам: умеренным "Братьям-мусульманам" и радикальной салафитской партии "Ан-Нур".