Российским авиакомпаниям запретят платить экологический налог ЕС

Россия намерена увеличить число авиаперевозчиков в Европу. И запретить нашим компаниям платить экологический налог, введенный Евросоюзом.

Об этом заявил замминистра транспорта Валерий Окулов журналистам после международной конференции, которая была посвящена проблеме снижения выбросов парниковых газов от гражданской авиации. В ней приняли участие 33 страны, не входящие в Европейский союз.

По расширению списка перевозчиков переговоры назначены на первое полугодие. На следующей неделе они пройдут с Германией и Кипром, с Францией - в мае, уточнил Окулов. А с Италией переговоры уже прошли. Было принято решение увеличить частоту полетов в Рим и Милан в 2,5 раза, а также назначить по дополнительному перевозчику с каждой стороны.

С экологическим налогом дело сложнее. Уже в первой половине этого года планируется разработать и внести в Госдуму законопроект, который запретит российским перевозчикам открывать так называемые "карбоновые счета", на которые они до середины 2013 года должны перечислить деньги за покупку квот на выбросы парниковых газов на авиамаршрутах, пролегающих через Европу.

Точные сроки подачи и принятия этого законопроекта Окулов называть не стал, упомянув лишь, что перевозчики обязаны открыть эти счета уже в марте этого года. Аналогичный запрет намерены ввести и другие страны.

У России есть еще один козырь - ограничение дополнительных разрешений на полеты для европейских компаний по транссибирскому маршруту. В случае введения этой меры европейские перевозчики проиграют своим коллегам, в том числе из таких стран, как Япония и Южная Корея. Стоит отметить, что они его весьма активно используют.

На конференции была принята декларация, в которой есть "корзина" из восьми ответных мер на введение ЕС экологического налога. Первая мера - подготовка иска несогласной стороны для рассмотрения его в соответствии со статьей 84 Чикагской конвенции в ИКАО. Но это процедура долгая и может занять несколько лет, отметил Окулов.

Ко второй мере можно отнести введение запрета для авиакомпаний участвовать в системе торговли квотами. Что и намерена сделать Россия.

Третья мера - провести с авиакомпаниями Евросоюза опеределенную работу и проинформировать их о тех ограничениях и о тех сложностях, которые появятся с введением системы торговли квотами.

Четвертая ответная мера - потребовать от авиакомпаний Евросоюза предоставлять точно такую же информацию, которую запрашивает Евросоюз от авиакомпаний других стран по объемам выбросов на маршрутах с ЕС.

Пятая ответная мера - провести оценку директивы Евросоюза о квотах на соответствие нормам ВТО. Именно здесь, по мнению Окулова, есть нарушения. Дело в том, что деньги, собранные за пролет по всей длине маршрутов, которые пролегают не только по европейской территории, должны пойти на развитие авиапрома ЕС.

Шестая мера относится к необходимости пересмотреть соглашение об открытом небе. Седьмая мера предполагает приостановление переговоров по увеличению коммерческих прав на полеты с ЕС.

И, наконец, восьмая ответная мера - введение для авиакомпаний Евросоюза дополнительных сборов в качестве "ответного удара".

Озвучив этот список, Окулов особо подчеркнул, что 29 стран, которые уже подписались под декларацией, и те, которые еще ее подпишут, не обязаны выполнять все пункты "корзины". На самом деле вполне достаточно и одной.

Реакция ЕС на данную декларацию еще не известна. Несмотря на то, что власти Европы знали о проведение конференции в Москве, на нее никто не явился. Поэтому документ будет передан ЕС через МИД России, отметил Окулов.

тем временем

В пятницу в штаб-квартире Межгосударственного авиационного комитета ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" исполнительный директор Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) Патрик Гуду вручил сертификат типа A-176 на самолет Sukhoi Superjet 100. Этим сертификатом подтверждается, что SSJ100 соответствует действующим требованиям EASA к летной годности и воздействию на окружающую среду. Сертификат позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолеты SSJ100.