Организованные экскурсии на заводы и фабрики - динамично развивающийся вид городского туризма. В отличие от традиционных туров, этот рынок спокойный и безопасный: здесь нет ни демпинга, ни отмененных чартеров, ни проблем с возвращением домой туристов.
Из промышленных туров по производствам Москвы и ближнего Подмосковья корреспондент "РГ" выбрал самые вкусные - где наливают и угощают.
Рабочий день, 13.00, остановка в районе станции метро "Медведково". Сижу в автобусе, принадлежащем одной из московских пивоваренных компаний, неспешно беседую с водителем о странностях русской души. Накануне на сайте пивоваров я забронировал место на экскурсию. В назначенное время автобус уже ждал экскурсантов. Но пришел лишь я один.
- Записалось только 8 человек! - не скрывает эмоций водитель автобуса. - Что, уже и халява народу не нужна?!
На халяву обещана не только экскурсия по заводу, но и автобус (ехать 30 минут в один из "примкадных" городов). Наконец, и изюминка тура: дегустация разных сортов пива - бесплатная.
- Ну что, поехали? - запуская двигатель, деловито интересуется водитель.
От пивного тура в гордом одиночестве великодушно отказываюсь. Решаю перенести экскурсию на выходные.
В субботу на том же месте к прибытию "пивного автобуса" уже собрались желающие. Набралось два десятка экскурсантов: 15 ребят и 5 девушек, преобладает молодежь, но есть и чета пенсионеров. На заводе заполняем лаконичную анкету: фамилия, паспортные данные, мобильный телефон и e-mail. Паспорта не проверяют. Каждому выдают радиоприемник с наушниками. Объясняют: это чтобы слышать экскурсовода в шумных цехах.
Никаких утомительных лекций-инструкций по технике безопасности. Просто попросили не слишком отставать от гида и выполнять все просьбы сопровождающих. И что удивительно: абсолютно никаких ограничений на фотосъемку.
Небольшой брифинг в "выставочном зале", где выложена вся продукция. Кроме нескольких десятков разных сортов пива - энергетики и соки. В соседнем цехе выставлены емкости с солодом и хмелем. Солод разрешается тут же пробовать, хмель жевать крайне не рекомендовано: очень горький.
Сама экскурсия по заводу позволяет понять технологию производства от варки до разлива. Апогей тура, конечно, дегустация. В заводской столовой есть небольшой бар, вам предлагают четыре сорта пива, для трезвенников и язвенников - соки.
Каких-то четко установленных норм и ограничений по дегустации нет, общительный бармен наполняет твой бокал столько раз, сколько попросишь. Закусок к пиву не предлагают, но желающие могут пообедать тут же, в столовой, с рабочими. Цены демократичные: котлета 60 руб., гарнир из макарон 20 руб.
Разговорился с девушкой-экскурсоводом. Выяснил, что этот завод единственный в регионе, где экскурсии бесплатные. Пивовары понимают, что рискуют: специфический контингент может воспринять туры в качестве похода в бесплатную пивную. Пока судьба бережет завод от наплыва "дядей аликов". Рекламу об экскурсиях размещают только в Интернете, с которым алконавты пока еще не дружат.
А вот когда прознают - беда.
Производители водки на подобную щедрость не отважились.
Руководитель выставочного зала (он же музей истории русской водки) при старейшем московском водочном заводе на мой вопрос об экскурсиях выложил подробный прайс-лист.
Знакомиться с секретами разлива водки можно с 10.00 до 18.30, но если потребуется, то в музее можно и задержаться. Водка - продукт, не терпящий суеты.
Условно говоря, туры делятся на несколько видов. Для непьющих 30-минутная экскурсия по музею обойдется в 250 рублей, но это если в группе больше 5 человек. Если меньше, то - 500 руб.
Экскурсия с дегустацией дольше и дороже: за 1-1,5 часа - 500 и 800 руб. соответственно.
Но если вы основательный человек, то заказывать надо 4-часовую экскурсию. С приемом на грудь это обойдется в 1500 руб. И при условии, что вас будет не меньше пятерых, не считая гида-переводчика.
Зачем в таком музее переводчик - загадка, ведь даже если вы иностранец, то к окончанию дегустации в теплой компании все равно какой-нибудь язык взаимопонимания с окружающим миром найдете. Проверено.
Напомню: пока речь идет только о посещении музея. Экскурсия по заводским цехам дороже, от 1500 до 2000 руб. (30 мин и 1 час соответственно).
В отличие от пивоваров, производители водки устанавливают и предельные нормы потребления своей продукции. В противном случае посетителям трудно будет сохранить в памяти познавательную часть тура. Все-таки это поход за знаниями, а не банальная пьянка.
Количество предлагаемого спиртного (для закрепления полученных сведений) зависит от пакета и выбранного меню: дегустация от 5 до 15 видов водки на человека. И еще одно отличие от пивоваров: здесь закрепляют "винно-водочные знания" под закуску.
Для примера:
Меню N 1 (500 руб.) - 5 видов спиртного, в общей сложности 125 граммов на душу. Закуска: селедочка, колбаса, сыр, маринованные огурчики, минеральная вода без газа, хлеб.
Меню N 5 (1500 руб.) - 350 граммов спиртного 16 видов. Закуска: сельдь, колбаса, мясо в/к и с/к, сыр, маслины, оливки, огурцы, помидоры "Черри", маринованные шампиньоны, томатный и апельсиновый сок, минералка, фрукты, зелень, перец, хлеб и печенье.
Такое количество водки в сочетании с приличной закуской теоретически позволяет покинуть производство на своих ногах.
Многие промэкскурсии ориентированы на детей. Музей истории шоколада и какао расположен на территории действующего кондитерского производства. Попасть сюда можно как в частном порядке, так и с группой. Частники формируются администратором музея по предварительной записи по будням, группы принимают с понедельника по субботу. Полный билет - 600 руб., для льготных посетителей (ветеранов войны и труда, чернобыльцев, инвалидов 1 и 2 групп, детей погибших военных, сотрудников МВД и МЧС) - 300 руб. Минимальный возраст - от 7 лет.
- На экскурсию мы записывались за два месяца, оно того стоило, море восторга, - делится впечатлениями одна из мам счастливых малышей. - Начали с посещения трюма корабля конкистадоров, везущего какао в Европу, осмотрели современные технологические линии шоколадного производства. Дети наелись шоколада, конфет разных сортов и марципановой массы в глазури. На прощание сфотографировались с огромным шоколадным медведем и получили в подарок коробку конфет "Мишка" в фирменном пакете.
Кстати, детей пускают и на пивные производства. У каждой возрастной группы там своя программа, взрослые дегустируют пиво, дети - квас и лимонад. Такие экскурсии можно назвать условно-коммерческими: стоимость билета 150-200 руб.
Типичные отзывы: "Были на заводе с мужем и тремя детьми, записывалась за 2 дня до поездки. Нам все обстоятельно рассказали, провели по цехам. Детям дали попробовать солод и сусло, в конце экскурсии - квас и лимонад нескольких сортов. Взрослым предлагали квас, мохито, пиво. Подарили магниты и по бутылке кваса 0,4 литра".
"Варка - зрелищно, завораживающе. Всех особенно поразили роботы, которые фасуют конфеты. Ездили с классом, дети назвали ее самой лучшей экскурсией в жизни".
Попасть на промышленную экскурсию можно тремя способами.
1. Просто зайти на сайт интересующего вас предприятия и посмотреть, есть ли у них раздел "экскурсии". Если есть, то просто зарегистрироваться и забронировать место. Как правило, нужно только выбрать день и время, указать мобильный телефон и e-mail. Уважающие себя фирмы обязательно присылают подтверждение о бронировании мест.
Кстати, даже если вы не нашли на сайте раздел "экскурсии", это еще не значит, что таковых нет. Компании "с именем" охотно идут на сотрудничество. Пишу письмо на "Кока-Колу": хочу посмотреть производство, это возможно? Оперативно получаю ответ: имя и телефон сотрудника завода, который организует для вас экскурсию. Обещают - бесплатно.
2. Некоторые компании принимают только группы. Или как вариант требуют доплату при количестве участников ниже установленной минимальной численности группы. Например, цена билета в упомянутый шоколадный музей-фабрику стоит 600 руб., но если в организованной группе менее 10 человек, то взимается стоимость с группы: 6000 руб. Заказанная экскурсия должна быть оплачена не позднее чем за 10 календарных дней до даты проведения, иначе заявка аннулируется. Отсюда логично вытекает идея: скооперироваться с друзьями, однокурсниками или сослуживцами.
3. Ну и наконец большинство промэкскурсий можно приобрести в туристических фирмах.
К пивоварам - от "бесплатно" до 150-200 руб.
К кондитерам - 350-600 руб.
К производителям мороженого - от 250 руб.
К пекарям - 450 руб.
Туры на заводы в дальнем Подмосковье во многом определяются расходами на аренду автобуса и доходят до 1000-1200 руб.