Самолет, которым думская делегация возвращается в Москву из Киева, еще в воздухе, но уже начал снижение, готовясь к посадке. Самое время для "возвышенной" беседы со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным о земных делах, которые уже выполнены или еще предстоят.
Сергей Евгеньевич, а почему для своего первого зарубежного визита в качестве спикера вы выбрали именно Киев?
Сергей Нарышкин: Страны СНГ - это одно из главных направлений российской внешней политики. Оно является приоритетным и для межпарламентских связей. А Украина для нас партнер архиважный, хороший партнер. После Российской Федерации это вторая по численности, по экономическому потенциалу страна, входящая в Содружество. И во многом взаимоотношения Украины и России определяют такие компоненты, как региональная и европейская безопасность. А если говорить о сотрудничестве в гуманитарной сфере, то общие исторические корни, близость культур, наконец, единая вера создают такую мощную базу для развития гуманитарного сотрудничества, что становится понятно, почему для России Украина является приоритетом и почему для первой зарубежной поездки в качестве спикера Госдумы мною выбран именно Киев.
Каков итог вашей поездки? Что успели за такой короткий визит?
Сергей Нарышкин: Думаю, мы можем быть удовлетворены достигнутыми результатами. Мы договорились о повышении статуса нашей совместной Межпарламентской комиссии, подписали заявление, что ее возглавят спикеры Госдумы и Верховной рады. Удалось предметно переговорить и с президентом, и с главой кабинета, и с только что назначенным руководителем - секретарем Совета национальной безопасности, и с моим бывшим коллегой - руководителем администрации президента Украины. Результаты договоренностей мною озвучены. За последние три - четыре года я неоднократно посещал Украину, часто встречался с украинскими коллегами в Москве. За это время с людьми, занимающими сегодня высокие посты в руководстве страны, сложились хорошие, а подчас и товарищеские отношения. Поэтому очень легко обсуждать все вопросы политической повестки дня.
Украина, как известно, стала на постсоветском пространстве первой площадкой для той самой "оранжевой революции", призраком которой сейчас пугают россиян. Еще и с этой точки зрения ваш нынешний визит в эту страну так интересен. Он дал вам возможность сделать какие-то выводы, которые могут оказаться полезными для России?
Сергей Нарышкин: Вывод, который полезен прежде всего для Украины, народ сделал сам на президентских выборах в 2010 году, когда прежнее политическое руководство, пришедшее во власть в результате применения "оранжевых" технологий, даже не попало во второй тур президентских выборов.
Ровно два месяца назад Госдума шестого созыва приступила к работе. На что ушли эти месяцы? Что удалось сделать?
Сергей Нарышкин: Мы довольно быстро решили все организационные вопросы, сформировали комитеты и другие структуры. Палата и комитеты приступили к выполнению своей основной - законотворческой - работы. И за этот период мы рассмотрели довольно много законопроектов. Приняли в третьем чтении законодательные инициативы, которые достаточно давно - в течение нескольких лет и с жаром - обсуждались на парламентской площадке.
Например, закон о повышении ответственности за преступления сексуального характера против несовершеннолетних. Нам удалось найти консенсус. Очень хочется верить, что мы и впредь будем искать и находить консенсус по самым острым, самым спорным вопросам. Для этого нужен хороший уровень межпартийного диалога, который, по-моему, начинает складываться на думской площадке. Я здесь вполне оптимистично настроен.
И все-таки есть впечатление, что в палате немало и таких депутатов, которые чувствуют себя здесь временными, поэтому и не могут заняться активной законотворческой работой, предпочитая поговорить. Некоторые вообще уже собираются на выход с вещами - сомневаются, что после 4 марта на Охотный Ряд попадут.
Сергей Нарышкин: Это впечатление обманчиво. Я такого не почувствовал и не заметил, что кто-то собирается с вещами на выход. Наоборот, я вижу серьезную заинтересованность депутатов в том, чтобы лучше организовать свою работу...
Кабинеты отремонтировать и обустроить под свой вкус?
Сергей Нарышкин: Нет. Я вовсе не о ремонте, а именно об оптимальной организации законотворческой деятельности. Еще раз повторю - Дума легитимна, мы настроены на очень предметную и целенаправленную работу в течение пяти лет, и ни у кого нет чемоданных настроений.
А вот тот недавний скандал у думской трибуны не заставил вас пожалеть, что так широко открыли палату для дискуссии?
Сергей Нарышкин: Да нет. Дума - это действительно место для дискуссий, а те взлеты и пики эмоций, которые иногда проявляются, ну что ж, это, может быть, с одной стороны, и некоторые издержки, а с другой - все-таки объясняется очень активным периодом политической жизни, который мы сейчас проходим. Две выборные кампании, одна за другой. Да к тому же три уважаемых кандидата в президенты Российской Федерации являются депутатами, лидерами парламентских фракций. Поэтому вполне естественно, что думскую трибуну они используют в том числе для своей выборной кампании.
Конечно, при этом всегда нужно помнить о законах и правилах депутатской этики. И крайне важно для депутатов уметь слушать и слышать друг друга.
Лет десять назад, когда депутаты "бузили" в зале чаще, даже стоял вопрос об организации службы думских приставов. Не стоит ли вернуться к этой теме?
Сергей Нарышкин: Такое мне в голову не приходило. Думаю, вполне достаточно тех парламентских традиций, тех механизмов, которыми Дума располагает, чтобы она работала планово и эффективно.
Некоторым членам фракции "Единая Россия", которые пришли в Думу из Общероссийского народного фронта, не нравится, что их называют "единороссами". Они хотели бы как-то подчеркнуть свою непартийность. Как вы к этому относитесь?
Сергей Нарышкин: Могу предположить, что это ваши фантазии... Скажу про себя. Я действительно не имею партийного билета, но избирался по региональному списку "Единой России" в Ленинградской области. Фракция "Единая Россия" поддержала меня на выборах председателя Госдумы. Я член этой фракции.
На прошлой неделе в палату был внесен проект нового закона о выборах депутатов Госдумы. Что принципиально может, на ваш взгляд, измениться в Госдуме, избранной по новым правилам?
Сергей Нарышкин: Законопроект направлен на укрепление связи между депутатами и избирателями, депутатами и регионами. Правда, в законопроекте я вижу и определенные риски, связанные с тем, что в такой ситуации каждый депутат волей-неволей вынужден будет как можно больше времени уделять своему избирательному округу. А если учесть, что время у нас всегда ограничено - 24 часа в сутках, и ни секунды больше, то в таком случае меньше будет оставаться времени для другой части депутатской деятельности. Я имею в виду законотворчество. А ведь это то, ради чего существует парламент любой страны.