Летчик из Владимира рассказал "РГ" об испытаниях "Кузькиной матери"

Нынешним пилотам, чтобы налетать столько, сколько полковник Рыжов, потребовалось бы около 200 лет. 

Как токарь стал летчиком

До начала войны Сергей Рыжов успел окончить два курса владимирского энергомеханического техникума и получить специальность токаря-инструментальщика третьего разряда. Но именно токарное дело помогло ему осуществить детскую мечту - стать летчиком. 

Ребят постарше сразу призвали в армию, а его - на завод. Сначала - во Владимире, потом в Коврове. А в августе 1943 года в составе группы наиболее квалифицированных рабочих откомандировали в Подольский район для налаживания патронного производства. В течение двух месяцев они изготовили необходимый инструмент и оснастку и уже к новому году ежесуточно выпускали по миллиону патронов к автоматам.

Рыжову давно хотелось в армию, но не пускала бронь. Помог спецнабор. В 1944 году стране потребовалась штурмовая авиация. В подольский райвоенкомат приехал представитель таганрогского авиационного училища с заданием разбронировать добровольцев, которые имеют среднее и среднетехническое образование. На патронном заводе таковых набралось всего пятеро. А из них годным к летной работе оказался лишь Сергей Рыжов.

Так владимирец стал курсантом таганрогского училища штурмовой авиации. Тогда летчиков готовили ускоренно. Через полгода часть новоиспеченных сержантов направили в запасные полки и на фронт. А Рыжова, как самого способного, - под Куйбышев, инструктором в школу ВВС ВМФ.

Но обучать молодое пополнение пришлось недолго. В марте приступил к обязанностям, а после Победы вновь пришлось учиться самому. Осенью пришел приказ: всем, кто оканчивал ускоренный курс подготовки летного состава, необходимо прибыть в Ейское высшее авиационное военно-морское училище.

Ледовая разведка

За два года обучения в Ейске он освоил четыре типа гидросамолетов. В том числе и два американских. Первый - ПБН-1 (лодка) - взлетал и садился только с воды, второй - ПБУ-6А - амфибия. И, получив назначение в распоряжение командующего авиацией Северного флота, с 1948 года начал осваивать Север.

- Как каторжник, - смеется Сергей Васильевич. - Тех отправляли на 15 лет, а меня - на 17. Но я считаю себя счастливым, потому что это было время расцвета авиации. На флот начали поступать новейшие отечественные самолеты по моему профилю - бомбардировочные, противолодочные, разведочные. А самый последний, на котором я летал, был стратегический ракетоносец ТУ-16.

За 17 лет он облетал весь Север. Приходилось заниматься поиском и обнаружением немецких подводных лодок, которые остались еще с войны. Ходила информация, что в районе мыса полуострова Адмиралтейства, что на Новой Земле, еще перед войной немцы построили в скале подводный ангар, где отстаивали подводные лодки.

По сигналу облетали свой район. Обнаружив в наших территориальных водах противника, передавали координаты оперативному дежурному, а это место помечали для катеров-охотников анабом - специальной аэронавигационной бомбой, которая при попадании в соленую воду образовывала большое зеленое пятно.

На чаще всего обеспечивали проводку кораблей во время флотских учений. С сентября по май холодные северные моря забиты льдами - требовалась ледовая разведка. Самая большая продолжительность беспосадочного полета, в котором он сопровождал корабли с Северного на Тихоокеанский флот, - 31 час 19 минут.

Когда началось освоение Игарки, Норильска и Дудинки, выводил танкеры и сухогрузы. Доводилось и спасать людей. Новая Земля состоит из двух островов, которые разделяет пролив Маточкин Шар. На южном расположен атомный полигон, а на северном, куда в свое время ссылали людей, поселок Лагерный.

Местная бригада отправилась на охоту за моржами. Подбили одного моржа, выволокли его на лед. А он оказался еще живой и бивнем ранил женщину в ногу. У нее началась гангрена. Спасти могла срочная эвакуация на Кольский полуостров.

Чтобы причалить "лодку" в лагуне между сопок, окутанных туманом, экипажу под командованием Рыжова пришлось проявить ювелирное мастерство. Сели на воду, развернулись к Лагерному, а течение такое, что даже на полных оборотах самолет тащит в Карское море. Хорошо, смогли "зацепиться" крылом за ледяной припой. По нему, как по мостику, провели женщину и погрузили в самолет через аварийный люк.

Кузькина мать

В 1957 году Сергей Рыжов перешел с лодочной авиации на колесную. Осваивал самолеты-разведчики, бомбардировщики, торпедоносцы, ракетоносцы. На специальных полигонах испытывал с сослуживцами бомбы противоатомных укрытий, обыкновенные и противолодочные бомбы.

С торпедоносца ТУ-16Т бросал реактивные авиационные торпеды. И хоть в качестве мишени для них был щит, который тянул буксир, в реальности ни один корабль не мог бы от нее увернуться.

Потом пришли ракетоносцы ТУ-16, которые вместе с двумя Мигами весили более 100 тонн. Вместо двигателя у истребителей стояли ракеты с обыкновенным или ядерным зарядом.

- Они висели на замках, как бомбы, - рассказывает Сергей Васильевич. - Их запускали в паре. Кнопку нажимаешь, двигатель запускается. Посмотришь на индикатор - вышли на полную мощность. Все - отцеп! Она отрывается и летит управляемая по локатору, как истребитель. А чтобы ракетоносцев не могла перехватить истребительная авиация ударного соединения противника, ракеты бросали с расстояния 200 километров до цели.

За ракетные пуски Сергей Васильевич Рыжов получил от командующего золотые часы, а его эскадрилья - серебряный кубок, который навечно остался в полку. За испытания был награжден орденом боевого Красного Знамени.

В октябре 1961 года он участвовал в испытаниях самой мощной в истории человечества водородной бомбы на Новой Земле. "Кузькину мать", так прозвали эту бомбу, сделанную по заданию Никиты Хрущева в Сарове, привезли на аэродром Высокое, что недалеко от Оленегорска. Сбрасывать изделие должны были летчики армейской авиации. Полк, в котором служил владимирец, получил задание сопровождать носителя на Новую Землю и провести разведку воздушного пространства, чтобы американские разведчики не смогли близко подойти к этому самолету. А экипажу Рыжова - сфотографировать момент отделения бомбы и момент взрыва.

- Дали команду "сброс", - вспоминает Рыжов. - Бомба пошла на парашюте с высоты более 10 тысяч метров, а взорвалась в четырех тысячах метров от земли. Хотя мы летели на довольно приличном расстоянии от носителя, конечно, никто не знал, какой силы будут ударная волна и само свечение. А взрыв был такой силы, что ударная волна обошла землю три раза. Носитель в это время здорово тряхнуло, и он ушел на север, в сторону Земли. Мы при этом ничего не почувствовали. Получив команду возвращаться к своим, сделали разворот. На этом испытания закончились.

На землю

Человеческий фактор, считает Сергей Васильевич, самое что ни на есть летное понятие.

- Люди бьются только из-за того, что пренебрегают инструкцией по производству полетов, - категоричен ветеран. - Она написана кровью летчиков и пассажиров. В ней есть глава "Особые случаи в полете". Каждый летчик должен помнить изречение: "Если ты будешь нарушать инструкцию по производству полетов, друзья отнесут ваш гроб на кладбище". Так оно и есть!

В своей практике с "особым случаем" он столкнулся только один раз, в 1965 году, но это стоило ему карьеры. Перед испытательным полетом выполнял обязательное учебное катапультирование на катапульте с двенадцатикратной перегрузкой. На высоте 30 метров находились защелки, которые должны были зацепить кресло. Но из-за ослабленной пружины одна защелка полностью не открылась, крючок кресла прошел мимо. Сиденье перекосило, и летчика очень сильно тряхнуло...

А вскоре Рыжов полетел испытывать двигатели ТУ-16 после капитального ремонта. Испытания прошли успешно, но на высоте 15 километров командир экипажа почувствовал себя неважно. Доложил руководителю полетами. И, как потом выяснилось при обследовании в госпитале, при катапультировании он получил компрессионный перелом шейного позвонка.

С такой травмой летать нельзя. И карьера командира экскадрильи летчика первого класса Сергея Рыжова прервалась так же неожиданно, как и началась. Вернулся с семьей во Владимир и долгие годы руководил спасательной службой области, стал одним из инициаторов возрождения ОСВОДа.

- Если бы все было нормально, я бы до сих пор летал, - шутит 88-летний полковник в отставке.

Заправка в небесах

На военных парадах всегда впечатляет демонстрация заправки самолета в воздухе. Сергей Васильевич подсчитал, что за время службы в авиации более ста раз заправлял свой самолет в воздухе днем и пять раз - ночью.

- Если мы уходили далеко, нас сопровождали самолеты-танкеры, - рассказывает ветеран.

Правда, сегодня эта процедура значительно упростилась: танкер идет впереди, и все самолеты заправляются в попутной струе. Плоскостная заправка отличалась от попутной большой сложностью. На скорости 900 километров 80-90-тонную махину требовалось пристроить к заправщику так, чтобы левая плоскость его крыла, где стоит специальный узел приема топлива, оказалась над шлангом, выпущенным из правой плоскости крыла заправщика.

- Я должен был пройти не больше полуметра выше шланга и зайти своим крылом за шланг, - рассказывает Рыжов. - Командир огневых установок по внутренней связи передает мне: "Крыло над шлангом. Вниз!" Я опускаюсь вниз на полметра. Опустился. Он дает команду: "Вправо". Я отхожу вправо, не больше метра. Это ювелирная работа! Вот я отошел. Он передает: "Шланг в захвате". Дает команду: "Подтяг!" Лебедка тянет шланг. Я в это время ухожу немножко вперед, становлюсь выше на полметра и вправо максимум на полтора метра. С плоскости крыла идет попутная струя, и если в нее попадешь, самолет может затащить под танкер. Как только дали команду "шланг на месте", включается подача топлива - две тысячи литров в минуту. Заправка длится 10 минут. Шланг всего 37 метров. Самолет должен встать и вцепиться в него как мертвый. А на высоте болтанка, его подбалтывает назад, вперед, вправо, влево. Словом, мы были смертниками.