22.02.2012 07:49
    Поделиться

    В новосибирском медцентре рядом с чернобыльцами "поселят" патологоанатомов

    Новосибирских чернобыльцев попросили потесниться

    Двадцать лет назад ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС устроили в Новосибирске голодовку, чтобы добиться открытия специализированного медцентра для тех, кто пострадал от радиации. Добились - помещение было выделено и даже частично (за двадцать-то лет!) отремонтировано. Зато сейчас в нем планируют разместить две "посторонние" лаборатории.

    Momento more!

    Одна из этих лабораторий - патоморфологическая. "Ароматы морга - как раз то, что нам нужно для поправки здоровья и хорошего настроения", - иронизирует Владимир Дроздов, председатель Сибирского регионального союза "Чернобыль". Он помнит, как организовывался чернобыльский медцентр в Новосибирске: сколько писем было написано и сколько нервов потрачено, не говоря уже о голодовке, ставшей для властей последней каплей. В середине 90-х вышел приказ Минздрава о том, что центры должны быть построены в Обнинске, Ростове и Новосибирске. Участие в их создании тогда принимали МСЧ и Минобороны. Но сил у федеральных министерств не хватило: здание бывшего детского сада в Новосибирске хоть и было выделено, но центр не финансировался. В результате: перемороженная отопительная система, протекающая крыша и прочие коммунальные ужасы. В конце концов двухэтажное строение было передано на региональный уровень, и с 2005 года это всего лишь отдел учреждения областной системы здравоохранения - Государственного Новосибирского областного клинического диагностического центра (ГНОКДЦ). Отдел оказывает медицинскую помощь лицам, подвергшимся воздействию радиации, принимает около трех тысяч пациентов в год, и 90 процентов из них, по данным регионального минздрава, - именно ликвидаторы последствий аварии в Чернобыле.

    "Сталинград" на этаже

    На какую помощь они могут рассчитывать? С 2009 года, после ремонта, проведенного на средства областного бюджета, в отделе заработал специализированный дневной стационар, в котором лечатся примерно 200 человек в год. Есть физиотерапевтический кабинет. Это все на втором этаже. А на первом - к ремонту не приступали. Там - до сих пор "сталинград", по выражению главного врача ГНОКДЦ Юрия Бравве. Как распорядиться этим "полем боя" - на этот счет мнения ветеранов Чернобыля и главного врача разделились. Ликвидаторы аварии считают, что раз уж они имеют право на помощь государства, и раз уж они добились в свое время этого здания буквально "потом и кровью", то теперь оно должно работать. Работать не только для них, а для всех пострадавших от облучения, для всех, кто соприкасается с радиацией ежедневно, а таких в области уже более 10 тысяч.

    - Мы считаем, что на первом этаже здания должен быть полноценный реабилитационный центр для инвалидов-радиационников - с тренажерами, массажными кабинетами и прочим, - говорит Петр Торгашев, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. - Тех, кто пострадал от радиации, он должен обслуживать бесплатно. Да, мы прекрасно понимаем, что для хозяина этих помещений мы как кость в горле - зачем диагностическому центру реабилитировать инвалидов-чернобыльцев, у этого учреждения другие цели. Но мы-то не виноваты в том, что так организована система медицинской помощи, что нас "передали" диагностическому центру...

    Без обид и эмоций

    "Никто никого не обижает", - подчеркивает, в свою очередь, главврач ГНОКДЦ. По мнению Юрия Бравве, реабилитационный центр или санаторий для лиц, подвергшихся воздействию радиации, в здании создать просто невозможно: и площади не позволяют, да и смысла особого нет. "Что это будет? Две ванны для кишечного орошения? Водолечебница для ста человек в год?" - рассуждает он. Чтобы медпомощь тем, кто пострадал от облучения, была действительно эффективной, нужны, по мнению медика, не санатории. Потому что, как сообщил "РГ" Юрий Бравве, уже доказано - уровень заболеваемости тех людей, кто четверть века назад попал в зараженные зоны, не превышает фоновый, а "большая социальная взволнованность" по этому поводу - не более чем эмоции.

    - Эмоции? - говорит ликвидатор Владимир Дроздов. - Да, конечно. Наверное, из-за лишних эмоций мы только за 2011 год похоронили 27 человек (а всего в области скончалось уже более 600 чернобыльцев). Наверное, на эмоциональном фоне каждый четвертый из ликвидаторов - инвалид. Мы понимаем, что в масштабах страны это капля в море. Но те, кто еще жив, кто честно выполнил свой долг перед государством и миром, просто не хотят быть в этой "арифметической погрешности". Такое чувство, что на нас, еще живущих, хотят поставить крест. Наверное, мы давно должны были умереть, освободить помещения и снять головную боль с чиновников.

    - Сейчас важно смотреть в будущее, - считает Юрий Бравве. - Последствия воздействия радиации проявляются через два-три поколения, и мы должны быть к этому готовы. Именно поэтому на базе отдела должны быть размещены современные диагностические лаборатории: цитогенетическая и патоморфологическая - последняя, кстати, это не морг, там не вскрываются тела, а исследуются мельчайшие кусочки тканей, и никаких запахов там нет. Важно понимать: исследования, которые проводятся в этих лабораториях, актуальны не для сотен, а для сотен тысяч пациентов в год. И прежде всего - для самих чернобыльцев.

    Вопрос рассматривается

    С этим согласна и министр здравоохранения Новосибирской области Ольга Кравченко. Вот цитата из официального ответа, который она дала "РГ": "Отделение клинической патоморфологии позволяет проводить раннюю диагностику онкологических заболеваний. Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС находятся в группе риска развития онкологических заболеваний. Важный аспект работы цитогенетической лаборатории - хромосомный анализ, определение радиационных маркеров. Благодаря этим исследованиям реально снижается риск рождения детей с хромосомной патологией, в том числе у детей и внуков ликвидаторов аварии".

    По словам Юрия Бравве, проект ремонта первого этажа здания и размещения там лабораторий уже готов. В этом году на эти цели бюджет планирует выделить 20 миллионов рублей в рамках областной программы укрепления материальной базы учреждений здравоохранения. Понятно, что финансироваться будет именно проект с лабораториями, а не отделение с массажными кабинетами, о которых мечтают чернобыльцы. Но они все же не сдаются и продолжают переговоры с чиновниками и главврачом - иначе, говорят, все предыдущие усилия теряют смысл. Возможно, именно из-за их активности (а ветераны готовы вспомнить и старые методы борьбы - например, пресловутую голодовку) "РГ" не удалось получить от министра однозначную информацию о том, как будет использован первый этаж здания. "Вопрос об использовании помещений рассматривается", - говорится в официальном ответе.

    Между тем

    Союз "Чернобыль" направил обращение в правительство РФ. В последние годы, говорится в нем, наметились явные признаки снижения качества мониторинга радиационного обусловленных заболеваний и эффективности диспансерного наблюдения за населением, подвергшимся радиационному воздействию. Одно из предложений: включить в ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" три федеральных медучреждения в городах Обнинске, Ростове и Новосибирске, утвержденные в качестве специализированных центров приказом Минздравмедпрома России от 19.04.95, и в соответствии с этим перераспределить (а если необходимо, то выделить дополнительно) средства на оказание медпомощи.

    Поделиться