В Петербурге предлагают ввести бесплатную службу досудебных посредников

Закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" вступил в силу в январе прошлого года, однако до настоящего момента так и не заработал в полную силу из-за организационных и экономических проблем.

Разберемся в досудебном порядке

Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времен, само слово mediator (посредник) пришло из римского права. Медиатор - это тот, кто позволяет конфликтующим сторонам договориться.

- В большинстве случаев для разрешения спора граждане обращаются в суд, - поясняет заместитель председателя Совета судей Санкт-Петербурга, председатель Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга Ярослав Жолобов. - Однако результат судебного разбирательства не всегда устраивает стороны. Часто решение суда еще больше усугубляет имеющийся конфликт. При разрешении спора путем медиации такого не может быть в принципе.

Досудебное урегулирование споров, то есть медиация, представляет собой переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в том, чтобы проблема была разрешена максимально выгодно для обеих сторон. Таким образом можно решать споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, трудовые и семейные споры.

Еще до вступления в силу закона в 2008 году в Петербурге проводился пилотный проект по внедрению медиации в работу мировых судей. Проект позволил оценить возможности медиации не только по гражданским, но и по уголовным делам частного обвинения. Как правило, поясняет Ярослав Жолобов, если сторонам удается договориться до суда о снятии имущественных претензий, компенсации ущерба, то суд рассматривает обращение к медиаторам как смягчающее обстоятельство при определении размера наказания. Всего же в рамках эксперимента в Санкт-Петербурге было передано медиаторам 138 дел, из них 66 (47,8 процента) было прекращено в связи с примирением сторон либо по мировому соглашению.

Снять нагрузку с судей

Процедура медиации проводится только с согласия обеих сторон, участвующих в конфликте.

- В практике наших медиаторов был случай, когда две женщины конфликтовали из-за принадлежащей одной из них собаки, которая якобы гадила в подъезде, дело доходило до рукоприкладства, - рассказывает Ярослав Жолобов. - Когда медиатор стал разбираться, оказалось, что виновата другая собака, и женщины помирились.

Главная проблема - недостаток информации как о самих медиаторах, так и об их деятельности, несмотря на то что сегодня достаточно часто адвокаты начинают примерять роль медиаторов на себя.

- Каждый судья фактически рассматривает от 300 до 500 гражданских дел в год, и снижение нагрузки даже на одно дело - несомненный плюс, - считает Ярослав Жолобов. - Поэтому по определенным категориям дел следует в обязательном порядке направлять стороны на процедуру медиации, и только если им не удалось достигнуть медиативного соглашения, следует переходить к судебному разбирательству.

За чей счет медиатор?

Примечательно, что для того, чтобы стать медиатором, закон специального образования не требует. Для этого не нужно изучать право или психологию, достаточно руководствоваться врачебным принципом: не навреди. Ведь если переговорщик не только не сумел помирить спорщиков, но и довел до обострения конфликта, то и итог разбирательства в суде может быть совсем иным. В законе сказано, что "деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе". "Любителям" достаточно обладать полной дееспособностью и не иметь судимости. Для профессионалов обязателен курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном правительством РФ.

Еще одна проблема применения медиации - финансовая. В законе сказано, что "деятельность медиаторов может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе". Когда услуга платная, то оплата осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином. При этом профессиональные переговорщики могут работать только за деньги. Однако в большинстве своем люди, которые обращаются в суд, заранее уверены в своей правоте, а все расходы по обеспечению судебного процесса по закону несет проигравший. Многие ли захотят в этой ситуации расстаться со своими деньгами? Одна процедура медиации в среднем состоит из двух сессий, каждая из которых стоит около тысячи рублей.

- Размеры государственных пошлин в судопроизводстве не очень высоки, поэтому экономическая составляющая - не в пользу медиации, - считает Жолобов. - Необходимо либо повышать эти пошлины, чтобы досудебное разбирательство было выгоднее, либо организовывать бесплатную медиацию по образцу оказания бесплатной юридической помощи.

На фоне всех возникших вопросов стоит отметить один несомненный плюс медиации. Если в суды граждане вынуждены обращаться лично, то переговоры могут проводиться и с помощью современных технологий. Так, в Петербурге уже есть опыт интернет-медиации.

Кстати

Результат работы медиатора - официальный документ, который содержит сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Неисполнение или ненадлежащее исполнение медиативного соглашения может быть обжаловано в суде. При этом каким образом было достигнуто соглашение сторон - лично или через Интернет - не имеет значения. Подменить электронный документ не удастся: на нем в обязательном порядке должна стоять подпись медиатора.

Советы "Лиги медиаторов"

Как правильно выбрать медиатора

По глазам. Взгляд должен вызывать доверие. Важно доверять человеку, с которым вы будете работать.

По лицу. Характер человека отражается на его лице. Что важно в медиаторе? Интеллект, терпение, креативность, хорошее здоровье. У медиатора непростая работа: он работает в конфликте. И все перечисленные качества важны для его успешной работы, а значит, и для вас.

По внешнему виду. Во время переговоров вам придется много общаться с медиатором. Его внешний вид и поведение не должны вызывать у вас отторжение. Аккуратность в одежде, как правило, свидетельствует и об отношении к работе. При этом не стоит переоценивать значение личных качеств, ведь недаром говорят, что "хороший человек - не профессия".

По образованию. В нашей стране медиаторы сертифицируются авторитетными в конфликтологии негосударственными организациями. Помимо высшего образования, медиаторы проходят специальный курс обучения. Лучшими практическими учебными программами считаются программы Санкт-Петербургского государственного университета, Ростовского института менеджмента и права.

По опыту. Посмотрите на профессиональную и общественную активность медиатора. Если медиатор не принадлежит к партийным спискам - это расширяет его возможности в работе с конфликтами. Обратите внимание на конкретный опыт работы медиатором, успехи на этом поприще, на специфику предыдущей деятельности.

На заметку

При обращении к медиации есть ряд рисков:

обе стороны или одна из них не верят, что решение возможно без вмешательства сил государственного принуждения; только повышение общей юридической культуры населения может исправить такое положение дел;

одна из сторон проявляет инициативу к переговорам, а вторая, думая, что ее позиция на 100 процентов выигрышна в суде, игнорирует предложение;

одна сторона воспринимает инициативу медиации как слабость другой стороны, и переговоры обречены на "продавливание" своих интересов, а не на компромисс;

одна из сторон стремится к урегулированию спора, а вторая (потенциальный ответчик) использует медиацию как способ оттягивания судебного разрешения, заранее зная, что не будет исполнять медиативное соглашение;

может возникнуть проблема: как определить порядок оплаты услуг медиатора. Например, одна сторона полагает, что оплачивать работу медиатора должен инициатор, а не обе стороны поровну;

одна из сторон подозревает, что медиатор небеспристрастен, или сама стремится установить с ним "доверительные" отношения, чтобы через него навязать свою позицию;

представители сторон - юристы - бывают не настроены на решение спора с помощью переговоров, поскольку считают, что доказать свой профессионализм могут только судебной победой.