В Азовском море началась операция по выводу из ледового плена застрявших в торосах судов. Ледоколы пробивают дорогу караванам в замерзшей воде. Из полутора сотен судов, попавших в ледовый плен, вызволено четыре.
Акватория Азовского моря замерзла полностью. Такого не было с 1965 года. Сорвана работа как портовиков, так и моряков. По информации Южного регионального центра МЧС, толщина дрейфующего льда в море составляет в среднем 50-80 сантиметров, в торосах - до трех метров.
Одна из причин возникшей ситуации - опрометчивые действия судовладельцев. Рыночная конъюнктура на зерновые и топливо крайне выгодна для трейдеров, которые торопились отправить на экспорт максимально возможное количество своей продукции. Ухудшение ледовой обстановки привело к резкому росту тарифов на судовой фрахт. В беседе с корреспондентом "РГ" некоторые капитаны признались, что стоимость найма судна для грузоотправителей с начала года выросла на 10 - 17 процентов. Одновременно страховые компании подняли ставки по страховке груза.
Все эти факторы и привели к тому, что судовладельцы проигнорировали сообщения об ухудшении погоды и направили в Азовском море суда, не приспособленные для плавания в таких условиях. Да к тому же оказавшиеся без соответствующего запаса пищи, горючего и воды.
- Судовладельцы неправильно оценили обстановку и отправили в море неподготовленные суда, - считает руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта России Александр Давыденко. - Вероятно, они просто хотели побольше заработать в этот период.
Глава Росморречфлота провел в Ростове-на-Дону расширенное совещание штаба ледовых операций с участием представителей таможенных и пограничных служб, руководителей судоходных, агентских и стивидорных компаний. По его словам, все судовладельцы были заранее предупреждены о складывающейся ситуации с погодой.
Лишь треть судов, оказавшихся в ледовой ловушке, не имели ограничений по ледовому плаванию. В акватории моря находятся 37 судов, два из них попали в аварию. Сильный ветер и течение постепенно относят их к украинскому берегу. Вышедший из Темрюка газовоз, опасаясь быть затертым льдами, запросил помощи. Судно "Азовский ветер" под флагом Танзании также подало сигнал тревоги. Еще 70 судов стоят у кромки льдов в южной части Керченского пролива, ожидая проводки в Азовское море.
По информации Росморречфлота, четыре дизель-электрических ледокола начали проводку судов из ледового плена. Как пояснил Александр Давыденко, торосы настолько мощные, что один ледокол справиться с ними не может. Приходится пускать сразу два корабля. Таким образом моряки надеются вывести караван судов из Ростова и Азова в сторону Керченского пролива, другой поведут на Таганрог и Ейск. По словам руководителя Росморречфлота, суда, которые не приспособлены к плаванию во льдах, вынуждены будут дожидаться повышения температуры и освобождения акватории.
Ограничения по режиму ледового плавания введены в портах Азов, Ростов и Таганрог, а также Астрахань и Оля. В соответствии с распоряжениями капитанов портов к плаванию допускаются суда возрастом не более 30 лет, имеющие запас топлива, воды и продовольствия, а также другие запасы, необходимые для обеспечения автономности плавания не менее чем на 14 суток.
Поисково-спасательная операция - недешевое удовольствие. Стоимость работы ледокола достигает 300 тысяч рублей в сутки. Крупные убытки могут понести и грузоотправители. Срыв контрактов грозит обернуться для них многомиллионными штрафами. В беседе с "РГ" директор экспортной службы южнороссийского агрохолдинга Николай Герасимов заметил: "Как и большинство экспортеров, мы будем просить наших клиентов о переносе сроков исполнения договоров из-за погодных условий".
Тем временем
Фактическое прекращение судоходства в Азово-Черноморском бассейне привело к резкому снижению поставок российского зерна на мировой рынок. В этих условиях многие трейдеры начали массовые закупки пшеницы в США, Канаде, Аргентине и Австралии.