21.02.2012 23:19
    Поделиться

    Карпов: Удивляюсь, как хватило мозгов собрать коллекцию для музея в Ирбите

    Его коллекции обрели статус национального достояния еще в 1995 году.

    "Волшебное" превращение Ирбита в единственный на Урале город, где можно увидеть Рубенса, ван Дейка и Гойю, осуществил Валерий Карпов - основатель и бессменный руководитель музея. Цена его "магии" - без преувеличения подвижнический подвиг. Корреспондент "РГ" расспросил Валерия Карпова, какого это, собирать шедевры искусства в глубинке.

    Российская газета: Чего вам стоило превратить Ирбит в музейный центр?

    Валерий Карпов: Да всей жизни... Когда я в детстве мечтал создать музей, мои амбиции не простирались дальше площадей местного выставочного зала - 18 на 12 метров... Но шли годы, я старел, музей рос… Сейчас у нас три здания, около пяти тысяч "квадратов" площадей, из них три тысячи - экспозиционные.

    РГ: У вас сосредоточены самые передовые музейные технологии?

    Карпов: На самый высокий уровень мы выйдем в мае 2013 года, когда в специализированном "Музее гравюры и рисунка" появится щадящая светодиодная система экспозиционного света, которая полностью исключает ультрафиолет и инфракрасное излучение. От них графика горит - и бумага, и сам красочный слой, поэтому рисунок экспонируется не больше двух месяцев в году, гравюра - не больше четырех. С новым безопасным светом мы сможем круглый год выставлять наши главные шедевры - Дюрера, ван Дейка, Гойю.

    В России этот свет применяется пока только в музейных витринах, где экспонируются особо ценные рукописные памятники. Стоимость системы вместе с установкой - десять миллионов рублей. Деньги выделены из облбюджета по программе реставрации памятников истории и культуры. По ней мы получаем средства двенадцатый год подряд, в этом году - более 27 миллионов.

    РГ: В 2012 году Ирбитский музей отмечает 40 лет со дня основания. Что для вас означает эта дата?

    Карпов: Для музея это возраст хорошей, молодой зрелости. Музеи создаются веками, а нам удалось собрать коллекцию для постоянных экспозиций "Музея гравюры и рисунка" и "Музея уральского искусства". Для меня это годы неустанного, ежедневного труда. Как говорил Жюль Ренар, великий французский философ, чтобы жить для людей - нужно умереть для себя. Иногда сам удивляюсь, как хватило сил и мозгов.

    РГ: Как складывается сотрудничество музея с частным бизнесом?

    Карпов:  Да не очень. В прошлом году - всего на 86 тысяч рублей. 50 тысяч получили на грандиозную выставку "Мистерии Воловича" в Москве  в Академии художеств. И дважды нам оплатили рамы для графики для двух выставок. Я надеюсь, что уральский бизнес проявит особый интерес к нашему уникальному музею.

    РГ: Сколько процентов вашего фонда экспонируется сейчас?

    Карпов: У нас около 13,5 тысячи единиц хранения, из них выставляется более десяти процентов (в Европе средний показатель - 5 - 7, в России - 7 - 8). Кроме того, наши передвижные выставки активно путешествуют по стране. В 2011-м только "Капричос" Гойи прошла пять городов - Челябинск, Уфа, Чайковский, Усолье и Пермь. Так мы реализуем планы, намеченные Владимиром Путиным, -  чтобы глубинка могла увидеть полотна великих мастеров.

    РГ: Что ждет музей в будущем?

    Карпов: Согласно концепции развития до 2020 года, мы предполагаем занять еще четвертый корпус, тоже памятник. Его временно передавали городу для краеведческого музея, тот отказался, так что надо вернуть здание в собственность области. После ремонта, реставрации, реконструкции и оснащения там можно будет разместить роскошный "Музей современного искусства".

    Поделиться