В воскресенье сирийский режим будет держать первый серьезный экзамен на предмет его поддержки широкими народными массами. Власти вынесли на обсуждение проект демократической конституции страны, и вот теперь, 26 февраля, путем проведения всенародного референдума хотят выяснить отношение своих граждан к новому Основному закону.
Но, конечно же, речь идет не только о конституции, а о судьбе самого государства. В последние дни все гадают: придут ли сирийцы на участки для голосования, чтобы выразить свое мнение? А если придут, то согласятся ли с представленным проектом? Вопросы эти далеко не праздные. Одобрение вынесенного на референдум документа будет означать солидарность и с существующим режимом, и с теми реформами, которые он провозгласил. И напротив, если люди в своем большинстве проигнорируют предложенную программу или выскажутся против нее, то ситуация в стране станет гораздо тревожнее, а круг возможностей для мирного решения проблемы резко сузится.
Все, с кем я встречался в эти дни в Дамаске, подчеркивали, что новая конституция это безусловный шаг на пути к построению демократического государства. С ее принятием окончательно уходит в прошлое монополия одной партии, провозглашаются те свободы, которые свойственны любому цивилизованному государству.
К работе над проектом были привлечены представители всех конфессий, основных политических сил, разных слоев общества. Комиссия состояла из 32 человек и, понятное дело, не все они остались удовлетворены итогом этой многомесячной работы. Так известный экономист Набиль Цуккар считает, что теперь появилась опасность двоякого толкования перспектив развития экономики.
| |
| Видео: Владимир Снегирев |
- Социалистические принципы аннулированы, - говорит он, - а рыночные не прописаны в полной мере. Нельзя стоять враскоряку: одна нога в прошлом, другая в будущем.
Другой известный ученый, секретарь совета партии "Народная воля" Кадри Джамиль тоже признает, что не все в Основном законе идеально, но, тем не менее, он доволен основным результатом. Особенно тем, что ему и его сторонникам удалось отстоять в экономике принцип регулирующей роли государства и приоритета социальной справедливости.
- Либералы от злости рвали на себе волосы, - посмеивается теперь К. Джамиль.
Еще одним пунктом преткновения при работе над проектом оказалась религия. Главенствующая роль ислама обозначена через положение, согласно которому президентом может быть избран только мусульманин. Оно, кстати, осталось от прежней конституции. Но теперь многие задаются вопросом: если все граждане одинаково равны перед законом, как говорится в одной из статей, то почему главой государства может стать только носитель ислама?
Еще один мой собеседник, бывший министр информации доктор Мохаммад Салман обратил внимание на то, что не прописаны четко принципы разделения властей, что Конституция не закрепляет важное положение, согласно которому именно партия парламентского большинства формирует правительство. По его мнению, полномочия президента становятся еще шире.
Из текста нового Основного закона убрали все, что было связано с социализмом. И при этом авторы неоднократно подтвердили верность идее социальной направленности государства. Так сразу несколько статей декларируют заботу о человеке - улучшении его благосостояния, повышении жизненного уровня, удовлетворении растущих потребностей.
Если на референдуме Основной закон будет одобрен, то уже на днях, после подписания соответствующего президентского указа, он вступит в силу. После этого будет образовано правительство Народного единства, затем, пройдут первые за много десятилетий демократические выборы в парламент.
Впрочем, все это случится, если локальные вооруженные стычки завтра не перерастут в полномасштабную гражданскую войну.
Если внешние противники Сирии откажутся от планов скрытой или явной интервенции.
Если страну перестанут душить экономическими санкциями.
Если режим Башара Асада от заверений в приверженности демократическим принципам перейдет к их последовательному воплощению в жизнь.
Мы по себе знаем, какой это длинный и тернистый путь.