Новости

28.02.2012 00:05
Рубрика: Культура

Как французы Голливуду нос утерли

О том нам рассказала церемония "Оскара"

Номинации премии Оскар 2012. Лучший фильм. Смотреть галерею с официального сайта премии "Оскар"

Восемьдесят четвертая церемония "Оскара" ни разу не отступила от общих ожиданий: все наиболее типичные прогнозы пресс-оракулов сбылись. Для некоторых коллег такая предсказуемость - повод поязвить. На мой взгляд, редкое единодушие в оценках и, стало быть, в ожиданиях - знак качества фильмов-лауреатов. Искусство кино наконец достигло "консенсуса": картины нравятся и широкой публике, и рафинированным снобам.

"Артист" Мишеля Хазанавичуса стал первым в истории иностранным, по всем параметрам, фильмом, который увез главную голливудскую награду. И вторым немым черно-белым фильмом, удостоенным "Оскара" (до сих пор единственным были "Крылья" 1927 года, взявшие Академическую премию на первой церемонии в 1929 году). Ни черно-белое изображение, ни титры вместо звучащего слова, ни мизерный бюджет не помешали ему стать любимцем публики, многократно вернуть затраченные деньги и собрать беспрецедентный урожай мировых кинопремий.

Критики теряются в догадках, они слегка раздражены: не могут понять причин столь безусловного успеха. Причин много, но главная - способность доставить удовольствие. Просто - удовольствие. Качество, практически выведенное современным кино за скобки.

И чтобы зачерпнуть это удовольствие пригоршнями, надо было вернуться к детству кинематографа. Такую попытку, кстати, сделал и Мартин Скорсезе в "Хранителе времени": тоже обратился к истокам кино, к автору первых фантазийных фильмов Жоржу Мельесу. То, что на финишной прямой сошлись именно два таких ностальгических фильма, мне не кажется счастливым совпадением: два наиболее проницательных режиссера разных поколений интуитивно чувствуют авитаминоз современных экранов и пытаются утолить зрительский голод, вернув его от штампованных компьютерных игр к настоящему живому кино.

Триумф "Артиста" дает повод к размышлениям о реальных потребностях массового зрителя. В этой простенькой по сюжету комедии-мелодраме есть, однако, все признаки "артхаусного кино": она, как считалось, "на любителя". В ее способности захватить современную публику так сомневались, что даже Каннский фестиваль, где она впервые прогремела, отважился включить ее в главный конкурс лишь в последний момент, и не рискнул дать ей более весомых наград, чем приз тому же Дюжардену. Следы предубежденности, как мы видели, не рассеялись до сих пор.

Номинации премии Оскар 2012. Лучшие актеры и актрисы. Смотреть галерею с официального сайта премии "Оскар"

Не слишком ли жирно? - упорствуют скептики. Разве нельзя было дать премию за лучший фильм "Артисту", а за режиссуру - допустим, "Хранителю времени", которому с тем же числом "Оскаров" пришлось довольствоваться премиями "второго плана"? Теоретически можно, но тайное голосование не скорректируешь, да и почти не было на "Оскаре" прецедентов, когда "лучший фильм" делал не "лучший режиссер". Что, согласитесь, логично.

Обижаются за Бреда Питта, за Джорджа Клуни, чьи актерские работы хороши, но награда ушла за океан, к Жану Дюжардену. Так ведь Дюжарден в "Артисте" выполнил уникально сложную для современного актера задачу: создал полнокровный, колоритный и увлекательный образ, исключив из актерского арсенала голос и звучащее слово. И сделал это блестяще.

На финишной прямой сошлись два ностальгических фильма

В девятке номинантов главной категории "Лучший фильм" были фильмы, включенные в нее явно "до кучи", и всерьез можно рассматривать лишь "Артиста", "Хранителя времени", "Полночь в Париже" и "Древо жизни". Об этом последнем фильме Терренса Малика стоит сказать особо. Он был главным лауреатом Канна и расколол критическую братию на два враждующих лагеря: разброс оценок - от "гениально!" до "типичная графомания!". Его полностью проигнорировал "Золотой глобус", а "Оскар" включил в число главных номинантов - и все-таки прокатил. Во всех своих предварительных комментариях я тоже инстинктивно обходил эту картину, которую считаю выдающейся. Потому что она выламывается из круга рассматриваемых "Оскаром" произведений - точно так же нельзя сравнивать с земными смертными пришельца из созвездия Альфа Центавра: законы существования разные. В его победу на "Оскаре" не верили даже горячие поклонники: вполне коммерческое шоу никогда не сделает своим главным блюдом философское эссе, выдержанное в музыкальном жанре киносимфонии.

Никто не сомневался и в победе Мерил Стрип. Даже несмотря на слабость фильма "Железная леди", где она с присущим ей мастерством сыграла Маргарет Тэтчер. Потому что она великая актриса, потому что имеет беспрецедентные 17 номинаций - она должна была войти в ряд олимпийцев, и заслуженно в него вошла. Теперь только Кэтрин Хепберн обходит Мерил Стрип по числу "Оскаров" - у нее их четыре.

Ну а сама церемония, надо сказать, не поразила изобретательностью. Ее украсили опять же французы из "Цирк дю солей" и вступительная музыкальная интермедия Билли Кристала, выполненная в жанре мюзикла. Обещанная собачка Угги на сцене появилась только в финале, когда прижималась к ногам Дюжардена. Пришедший, презрев запрет, на церемонию Саша Барон Коэн в костюме генерала-диктатора из его нового "мокументального" фарса "Диктатор" не был показан телекамерами. Все прошло без эксцессов, гладко и во многом формально.

цифра

340 долларов должны заплатить за вход в зал на церемонию "Оскара" все звезды "красной дорожки" и счастливчики, которых организаторы включили в списки

Без сюрпризов

Текст: Марина Очаковская (Лос-Анджелес)

В этом году в оскаровской гонке практически не было темных лошадок. "Артист", появившийся как бы из ниоткуда на Каннском фестивале, к решающему заезду оброс таким количеством кинонаград , что вырвался не просто в число фаворитов, а - неизбежных победителей. Разногласия между критиками-букмекерами были только в том, сколько главных наград он получит. Фаворит ранних забегов - "Потомки" Александра Пейна - к решающему дню потерял изрядную долю внимания, а "Человек, который изменил все" и вовсе выкатился из зоны интереса. Зато "Прислуга" обрела второе дыхание, забрав почти все награды Гильдии киноактеров. И "Хранитель времени", конечно, оставался среди лидеров хотя бы потому, что его поставил Скорсезе. Хотя, с другой стороны, "Боевого коня" никто в лидерах не числил, хотя фамилия его режиссера - Спилберг.

Французский английский

Жатва "Артиста" оказалась впечатляющей: лучший фильм, лучшая режиссура Мишеля Хазанавичуса, лучшее исполнение мужской роли Жаном Дюжарденом, лучший саундтрек и лучшие костюмы.

РГ: Как вообще в XXI веке могла прийти в голову идея снять черно-белый немой фильм?

Мишель Хазанавичус: Я думаю, запросто могла, но долгое время все до одного мне твердили, что реализовать ее невозможно. И я долго им верил. А потом передумал.

РГ: После такой внушительной победы следующая остановка - Голливуд?

Мишель Хазанавичус: Пожалуй, нет. Конечно, здесь я встретил много замечательных людей, которые искренне любят кино, предлагают мне и новые сценарии, и помощь, и финансирование. Так что когда-нибудь я с удовольствием сюда вернусь. Но у меня во Франции есть продюсер, и у нас с ним есть планы, так что следующий фильм будет точно не голливудским.

РГ: А вы, Жан, собираетесь работать в Америке?

Жан Дюжарден: Я? Ну разве что здесь будут снимать еще какой-нибудь немой фильм. Вы же слышите мой английский! Боюсь, что я прикован к Франции (смеется).

РГ: А во французских фильмах какие роли вы предпочитаете?

Жан Дюжарден: Я, знаете, не интеллектуал и люблю ясные и четкие характеры. Люблю фильмы с Дугласом Фербенксом, с Джином Келли. Тип ролей, которые они играли, мне наиболее близок.

Виват королеве!

В номинации на лучшую женскую роль Вайола Девис, замечательно сыгравшая в "Прислуге", попала под поезд по имени Мерил Стрип. Не дать "Оскара" лучшей среди живущих англоязычных актрис было уже просто неприлично. Семнадцать номинаций в истории не получал еще никто, и академики, похоже, ожидали лишь более или менее приличного фильма (не давать же Оскара за роль поварихи в "Джулии и Джулии" или вовсе бурлескной "Мамме миа!"). "Железная леди" оказалась произведением посредственным, но Стрип замечательно сыграла серьезную роль Маргарет Тэтчер, и академики с облегчением присудили ей награду.

РГ: Мерил, почему  вы сказали, что последний раз получаете "Оскара", - неужели решили закончить карьеру?

Мерил Стрип: Ну что вы, конечно, нет. Но три "Оскара" - это уже, пожалуй, много. Хватит, наверное?

РГ: У Кэтрин Хепберн было четыре.

Мерил Стрип (замечательно разыгрывая изумление): Правда? Четыре?  Тогда у меня еще есть перспектива.

РГ: Что вы чувствуете, получив третью статуэтку?

Мерил Стрип: Предыдущую мне вручали, когда я была еще очень молода - все-таки тридцать лет прошло! И с каждой новой номинацией все настойчивей посещала мысль: мол, ладно, я уже старая, этот момент счастья уже не вернется, какая разница: получу - не получу. Но вот назвали мое имя - и как будто прожектор в глаза. И нет этих лет, и все точно так же, как и тогда.

Второплановые, но не второстепенные

Среди номинантов в категории "Мужская роль второго плана" - два маститых старца: восьмидесятилетние Кристофер Пламмер и Макс фон Сюдов. Конкуренты у них были мощные, но было ясно, что выбор будет сделан между этими двумя легендами. Академия отдала предпочтение Пламмеру.

РГ: Вы стали самым "возрастным" лауреатом за всю историю "Оскара".

Кристофер Пламмер: Да, Чаплин до меня пару лет не дотянул. Он получил премию в 81 год.

РГ: Что для вас эта награда?

Кристофер Пламмер: Я скажу так: работа - это кофе, который поддерживает твою энергию, а "Оскар" - сливки на этом кофе. Пользы от него мало, но - приятно!

А вот в номинации "Женская роль второго плана" победительница была предопределена. Должно было случиться что-то сверхъестественное, чтобы Октавия Спенсер, остро и убедительно сыгравшая чернокожую служанку в "Прислуге", эту награду не получила.

РГ: У вашей героини много с вами общего?

Октавия Спенсер: Посмотрите на меня: я же не типичная голливудская красотка. Я стою на земле, и мои герои - тоже. В этом - сходство, а что касается особенностей персонажей, то я уже довольно опытная актриса и играю, что мне велено.

Новогоднее

В категории "Адаптированный сценарий" победил фильм "Потомки" , хотя Александр Пэйн как режиссер остался без заветной статуэтки. Такое уже бывало - с "Фарго" братьев Коэн, с "Криминальным чтивом" Тарантино, с драмой "На обочине" того же  Александра Пэйна.

РГ: На фестивале в Торонто я у вас спросила об оскаровских перспективах "Потомков", но вы элегантно ушли от ответа.

Александр Пейн: Я же тогда не знал, как все повернется. Пока эти безумные колеса не начинают вертеться, ты ни в чем не уверен и загадывать не можешь.

РГ: Это уже ваш второй "Оскар"

Александр Пейн: Это неважно: второй или десятый. Когда я говорю на площадке: "Мотор", то нет ни "Оскаров", ни опыта, я чувствую себя опять студентом с 8-мм камерой в руках.

У победителя в номинации "Лучший оригинальный сценарий" Вуди Аллена интервью взять не удалось: по традиции он на церемонию не приехал. Надо сказать, что у него давние счеты и к Лос-Анджелесу, и к Киноакадемии. Про Калифорнию он как-то сказал, что ее вклад в развитие мировой цивилизации ограничивается разрешением правого поворота на красный свет, а Академии, регулярно посылавшей ему приглашения стать ее членом, чего другие добиваются годами, попросту не отвечал. Когда же взбешенный президент Академии написал ему личное письмо, в котором пообещал оставить Аллена в покое, если тот пожертвует значительную сумму библиотеке Академии, то чек пришел меньше чем за неделю.

Но Аллен есть Аллен. А другие его коллеги и борются, и интригуют, и замирают в тревоге, потому что пусть Академия в своих оценках не всегда отличается коллективной гениальностью, но именно "Оскар" завершает годовой цикл, становясь своеобразным киношным Новым годом. А от Нового года всегда ожидаешь чудес.

Культура Кино и ТВ Мировое кино "Оскар" - 2012 Триумф фильма "Артист"