В этом году в оскаровской гонке практически не было темных лошадок. "Артист", появившийся как бы из ниоткуда на Каннском фестивале, к решающему заезду оброс таким количеством кинонаград , что вырвался не просто в число фаворитов, а - неизбежных победителей. Разногласия между критиками-букмекерами были только в том, сколько главных наград он получит. Фаворит ранних забегов - "Потомки" Александра Пейна - к решающему дню потерял изрядную долю внимания, а "Человек, который изменил все" и вовсе выкатился из зоны интереса. Зато "Прислуга" обрела второе дыхание, забрав почти все награды Гильдии киноактеров. И "Хранитель времени", конечно, оставался среди лидеров хотя бы потому, что его поставил Скорсезе. Хотя, с другой стороны, "Боевого коня" никто в лидерах не числил, хотя фамилия его режиссера - Спилберг.
Жатва "Артиста" оказалась впечатляющей: лучший фильм, лучшая режиссура Мишеля Хазанавичуса, лучшее исполнение мужской роли Жаном Дюжарденом, лучший саундтрек и лучшие костюмы.
РГ: Как вообще в XXI веке могла прийти в голову идея снять черно-белый немой фильм?
Мишель Хазанавичус: Я думаю, запросто могла, но долгое время все до одного мне твердили, что реализовать ее невозможно. И я долго им верил. А потом передумал.
РГ: После такой внушительной победы следующая остановка - Голливуд?
Мишель Хазанавичус: Пожалуй, нет. Конечно, здесь я встретил много замечательных людей, которые искренне любят кино, предлагают мне и новые сценарии, и помощь, и финансирование. Так что когда-нибудь я с удовольствием сюда вернусь. Но у меня во Франции есть продюсер, и у нас с ним есть планы, так что следующий фильм будет точно не голливудским.
РГ: А вы, Жан, собираетесь работать в Америке?
Жан Дюжарден: Я? Ну разве что здесь будут снимать еще какой-нибудь немой фильм. Вы же слышите мой английский! Боюсь, что я прикован к Франции (смеется).
РГ: А во французских фильмах какие роли вы предпочитаете?
Жан Дюжарден: Я, знаете, не интеллектуал и люблю ясные и четкие характеры. Люблю фильмы с Дугласом Фербенксом, с Джином Келли. Тип ролей, которые они играли, мне наиболее близок.
В номинации на лучшую женскую роль Вайола Девис, замечательно сыгравшая в "Прислуге", попала под поезд по имени Мерил Стрип. Не дать "Оскара" лучшей среди живущих англоязычных актрис было уже просто неприлично. Семнадцать номинаций в истории не получал еще никто, и академики, похоже, ожидали лишь более или менее приличного фильма (не давать же Оскара за роль поварихи в "Джулии и Джулии" или вовсе бурлескной "Мамме миа!"). "Железная леди" оказалась произведением посредственным, но Стрип замечательно сыграла серьезную роль Маргарет Тэтчер, и академики с облегчением присудили ей награду.
РГ: Мерил, почему вы сказали, что последний раз получаете "Оскара", - неужели решили закончить карьеру?
Мерил Стрип: Ну что вы, конечно, нет. Но три "Оскара" - это уже, пожалуй, много. Хватит, наверное?
РГ: У Кэтрин Хепберн было четыре.
Мерил Стрип (замечательно разыгрывая изумление): Правда? Четыре? Тогда у меня еще есть перспектива.
РГ: Что вы чувствуете, получив третью статуэтку?
Мерил Стрип: Предыдущую мне вручали, когда я была еще очень молода - все-таки тридцать лет прошло! И с каждой новой номинацией все настойчивей посещала мысль: мол, ладно, я уже старая, этот момент счастья уже не вернется, какая разница: получу - не получу. Но вот назвали мое имя - и как будто прожектор в глаза. И нет этих лет, и все точно так же, как и тогда.
Среди номинантов в категории "Мужская роль второго плана" - два маститых старца: восьмидесятилетние Кристофер Пламмер и Макс фон Сюдов. Конкуренты у них были мощные, но было ясно, что выбор будет сделан между этими двумя легендами. Академия отдала предпочтение Пламмеру.
РГ: Вы стали самым "возрастным" лауреатом за всю историю "Оскара".
Кристофер Пламмер: Да, Чаплин до меня пару лет не дотянул. Он получил премию в 81 год.
РГ: Что для вас эта награда?
Кристофер Пламмер: Я скажу так: работа - это кофе, который поддерживает твою энергию, а "Оскар" - сливки на этом кофе. Пользы от него мало, но - приятно!
А вот в номинации "Женская роль второго плана" победительница была предопределена. Должно было случиться что-то сверхъестественное, чтобы Октавия Спенсер, остро и убедительно сыгравшая чернокожую служанку в "Прислуге", эту награду не получила.
РГ: У вашей героини много с вами общего?
Октавия Спенсер: Посмотрите на меня: я же не типичная голливудская красотка. Я стою на земле, и мои герои - тоже. В этом - сходство, а что касается особенностей персонажей, то я уже довольно опытная актриса и играю, что мне велено.
В категории "Адаптированный сценарий" победил фильм "Потомки" , хотя Александр Пэйн как режиссер остался без заветной статуэтки. Такое уже бывало - с "Фарго" братьев Коэн, с "Криминальным чтивом" Тарантино, с драмой "На обочине" того же Александра Пэйна.
РГ: На фестивале в Торонто я у вас спросила об оскаровских перспективах "Потомков", но вы элегантно ушли от ответа.
Александр Пейн: Я же тогда не знал, как все повернется. Пока эти безумные колеса не начинают вертеться, ты ни в чем не уверен и загадывать не можешь.
РГ: Это уже ваш второй "Оскар"
Александр Пейн: Это неважно: второй или десятый. Когда я говорю на площадке: "Мотор", то нет ни "Оскаров", ни опыта, я чувствую себя опять студентом с 8-мм камерой в руках.
У победителя в номинации "Лучший оригинальный сценарий" Вуди Аллена интервью взять не удалось: по традиции он на церемонию не приехал. Надо сказать, что у него давние счеты и к Лос-Анджелесу, и к Киноакадемии. Про Калифорнию он как-то сказал, что ее вклад в развитие мировой цивилизации ограничивается разрешением правого поворота на красный свет, а Академии, регулярно посылавшей ему приглашения стать ее членом, чего другие добиваются годами, попросту не отвечал. Когда же взбешенный президент Академии написал ему личное письмо, в котором пообещал оставить Аллена в покое, если тот пожертвует значительную сумму библиотеке Академии, то чек пришел меньше чем за неделю.
Но Аллен есть Аллен. А другие его коллеги и борются, и интригуют, и замирают в тревоге, потому что пусть Академия в своих оценках не всегда отличается коллективной гениальностью, но именно "Оскар" завершает годовой цикл, становясь своеобразным киношным Новым годом. А от Нового года всегда ожидаешь чудес.