Примерно полгода назад в Санкт-Петербурге приняли программу улучшения инвестиционного климата на период с 2011 по 2015 год, по которой Петербург планируют вывести в российские лидеры по привлечению вложений. А сделать для этого предстоит немало - инвесторы считают Петербург и страну в целом привлекательными, однако бизнес отпугивает множество препятствий.
Картина складывается двоякая. С одной стороны, власти рапортуют о росте на 17 процентов иностранных инвестиций в экономику города в 2011 году - их объем составил 6 миллиардов 120 миллионов долларов. По данным Петростата, размер прямых иностранных инвестиций составил 1 миллиард 74 миллиона долларов, что в два раза превысило показатели 2010 года. Отмечают рост инвестиций в автокластер и особенно в недвижимость - за прошедший год Петербург увеличил их объемы почти в 10 раз и занял 34-е место в списке наиболее привлекательных для вложений городов мира. С другой стороны, эксперты связывают такой рост лишь с появлением крупнейшего торгового комплекса "Галерея", сделка по которому на сумму более одного миллиарда долларов была завершена в конце 2011 года, и считают этот скачок единовременным. Более того, инвесторы в другой крупнейший торговый проект в центре города - "Стокманн" - грозят Петербургу отозвать свои инвестиции, если им не будет создано нормальных условий для работы. ООО "Стокманн СПб Центр" ведет долгое судебное разбирательство с собственниками соседнего отеля, требующими свернуть реализацию проекта. За три года в суд на "Стокманн" подали восемь исков, причем каждый раз суд принимал сторону инвестора, считая претензии безосновательными. Однако в конце 2011 года суд неожиданно удовлетворил очередной иск, что послужило поводом для руководства проекта усомниться в стремлении Петербурга к созданию здорового инвестиционного климата и высказать намерения об отказе от инвестиций.
Планируется, что после реализации целого ряда мероприятий в рамках программы улучшения инвестклимата до 2015 года Санкт-Петербург сможет выйти на второе место среди российских регионов по объему привлечения прямых иностранных инвестиций, а также занять третье место по уровню инвестиций в основной капитал России. Авторы проекта предусмотрели множество шагов по привлечению инвестиций и исправлению некоторых негативных явлений в этой сфере.
Инвесторов отпугивает множество административных барьеров, недостаточно развитые механизмы поддержки со стороны государства, проблемы с подготовкой инфраструктуры под проекты и многое другое. Власти, в свою очередь, обещают заняться развитием рынка труда под инвестпроекты, инфраструктурой, усовершенствовать законодательство и развить механизмы государственно-частного партнерства, активно выявлять и поддерживать перспективные проекты и создавать систему взаимодействия с инвесторами. Однако главная причина отказа инвесторов от реализации проектов- коррупция, и с ней сложнее всего справиться.
Стоит напомнить, что начало работы нового руководства города ознаменовалось отказом от нескольких крупнейших строительных инвестпроектов в целях экономии. В список "опальных" попали Новоадмиралтейский мост, призванный стать дублером реконструируемого Дворцового, переправа через остров Серный и Орловский тоннель под Невой. На фоне всего этого губернатор предложил ввести общественный контроль для девелоперских проектов, осуществляемых в историческом центре города. Общественники радуются возможности сохранения "выживших" исторических зданий, а бизнес считает это дополнительной мерой контроля и давления, подозревая власти в желании распределить "лакомые" участки в центре между нужными им компаниями. Все эти перипетии неблагоприятно отражаются на инвестиционном климате.
Есть проблемы и при реконструкции аэропорта Пулково. Генеральный директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы" Сергей Эмдин рассказал "РГ", что проблемы при осуществлении глобального инвестиционного проекта по развитию аэропорта Пулково лежат как в региональной, так и в федеральной сфере.
- Особенно болезненная тема - тарифная политика. Тарифы для проекта, рассчитанного на десятки лет, мы устанавливаем на один год, а нам нужно на несколько. Для инвестпроекта такого масштаба требуется предсказуемость во взаимоотношениях с финансовыми институтами. О каких переговорах может идти речь, когда мы даже не можем обрисовать заказчику картину наших доходов, так как не знаем, сколько будут забирать тарифы, это замкнутый круг. Не говоря уже о мелких проблемах, например с подключением к коммуникациям.
На примере зоны Пулково наглядно проявляется и еще одна важная проблема - инфраструктурная. Близость будущего хаба делает эту территорию привлекательной для инвесторов, однако транспортная ситуация их беспокоит больше всего. По разным оценкам, Пулковское шоссе в среднем пропускает более 50 тысяч машин в сутки в одну сторону, а развязки с КАД и ЗСД увеличивают поток выезжающих сюда машин. Близость таких ключевых объектов, как Пулково-3, сам аэропорт и строящийся выставочный мегакомплекс "Экспофорум", к которому ежедневно будут устремляться около 2,5 тысячи человек, только усугубит транспортную ситуацию. Если сюда добавить пассажиропоток в будущие пригородные коттеджи, которые строятся в Пушкине примерно для 80 тысяч человек, то вопрос встает ребром. Инфраструктурой следует заняться немедленно, пока многие проекты здесь еще на стадии реализации.
Бизнесмены, работающие над еще одним уникальным инвестпроектом - "Набережной Европы" (включающей жилую застройку, дворец танца Эйфмана, первую пешеходную набережную в городе и многое другое), утверждают, что вкладывать в строительство и развитие территорий в Петербурге всегда было сложно, и это скорее проблема общероссийского масштаба.
- В России никогда не получалось легко осуществлять девелоперскую деятельность, - рассказал вице-президент и управляющий директор банка "ВТБ", одного из инвесторов проекта "Набережная Европы", Александр Ольховский. - Проблемы разные, от отсутствия четкой и ясной стратегии и законодательных актов до проблем с мелкими согласованиями, например о получении в аренду примыкающих земельных участков. Девелопер все время находится в состоянии неопределенности: его волнуют взаимоотношения с властями, невозможность спрогнозировать спрос на свой продукт и так далее. Петербургским девелоперам приходится работать в более сложных условиях, нежели иностранным. Причем это касается всех этапов возведения здания или обустройства пространства.
Ольховский привел простой пример. В Финляндии земельный участок, который передается под строительство чего-либо, имеет зафиксированное функциональное назначение, что помогает быстро и четко его оценить. Дальше инвестор не обязан выкупать эти земли, он может заплатить небольшую сумму, чтобы зарезервировать права на их реализацию. Плата за инженерные коммуникации низкая, проектирование проходит просто и понятно в плане норм, регламентов и согласований. Себестоимость строительства здесь определена четко, в то время как в российских реалиях она неоднократно меняется из-за инфляционных процессов.
По мнению бизнесмена, прежде всего инвесторам нужны четкие правила игры, вместо нынешней непредсказуемости и неопределенности. Законодательство только следствие стратегии, так что именно она является первоочередной задачей.
- И я говорю сейчас не о стратегии-2020, 8-10 лет для мегаполиса типа Петербурга мало что изменят, - подчеркнул Ольховский. - Это тактический ход, эта стратегия должна лишь стать частью более долгосрочного плана развития городских территорий.
В целом инвесторы опасаются, как бы программы по улучшению инвестклимата не оказались очередными "бумажными" проектами. Бизнесмены считают, что роль власти - не заставлять бизнес консультироваться с общественностью, не вынуждать принимать определенные решения, а создать четкие и понятные правила игры и условия для вложения средств.