Федеральный закон N 208-ФЗ от 27.07.2010 "О консолидированной финансовой отчетности" (с изменениями от 21.11.2011) установил основные требования и правила по переходу на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В сферу действия закона попадают кредитные и страховые организации; организации, ценные бумаги которых допущены к обращению "на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг..." (фраза была недавно заменена фразой "на организованных торгах", изменение вступает в силу с 01.01.2013 г.); предприятия, в отношении которых федеральными законами предусмотрено составление, предоставление и публикация консолидированной финансовой отчетности, либо если учредительными документами организации предусмотрено представление консолидированной финансовой отчетности.
Список компаний, указанных в п. 3, достаточно обширен и включает в том числе предприятия гособоронзаказа и естественные монополии. В сфере действия закона находятся также организации, учредительные документы которых содержат требование подготовки и предоставления консолидированной отчетности. В то же время компании, ценные бумаги которых торгуются на иностранных биржах, находятся вне сферы действия закона о консолидированной отчетности.
Согласно закону, консолидированную финансовую отчетность по МСФО должны составлять только предприятия, находящиеся в сфере его действия. Соответственно, закон автоматически не распространяется на все организации, в отношении которых действует п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Этот пункт требует от организаций, в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ, составлять помимо собственного бухгалтерского отчета сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов этих обществ (находящихся как в России, так и за ее пределами). Формально обязанность по подготовке сводной отчетности по российским стандартам остается до тех пор, пока не будут отменены Приказ N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" от 30.12.1996 г. и п. 91 Приказа Минфина N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" от 29.07.1998 г. Возникает вопрос: требуется ли от организации составлять отчетность по МСФО, если она не имеет вложений в дочерние общества. До получения дополнительных разъяснений со стороны регулирующих органов, нет необходимости подготовки консолидированной финансовой отчетности по МСФО при отсутствии дочерних обществ, как это определено в законодательстве.
Что касается сроков перехода на МСФО, закон определил, что первая отчетность по международным стандартам составляется и публикуется, начиная с периода, следующего за годом, в котором МСФО признаны для применения в России. В данном случае под признанием подразумевается выпуск правительством официального документа о введении в действие МСФО и официальная публикация этих стандартов. Приказ Минфина России N 160н о введении в действие МСФО на территории РФ был издан 25 ноября 2011 года. В последних числах декабря 2011 года в журнале "Бухгалтерский учет" были опубликованы сами стандарты. Таким образом, начиная с 2011 года, МСФО являются признанными и обязательными для применения предприятиями, находящимися в сфере действия закона о консолидированной отчетности. Соответственно, дата перехода на МСФО - 1 января 2011 года, а первая отчетность по МСФО должна быть подготовлена за 2012 год с сопоставимыми данными за 2011 г.
Сроки подготовки консолидированной отчетности - 120 дней после окончания календарного года. Промежуточной в МСФО является отчетность за любой период, не превышающий финансовый год (т.е. отчетность за месяц, квартал, полугодие). По правилам, установленным ФСФР, промежуточная отчетность для эмитентов ценных бумаг является полугодовой. В отношении иных промежуточных периодов требуются разъяснения регулирующих органов. Первую промежуточную отчетность необходимо подготовить за первое полугодие 2013 года, после выпуска первой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год. Однако разъяснений по данному вопросу еще нет.
Согласно ожиданиям минфина, процедура введения в действие новых международных стандартов должна проводиться в разумно короткие сроки. Соответственно, у предприятий будет возможность досрочно применить эти стандарты.
Также закон о консолидированной отчетности оставляет обязанность предприятий составлять свою индивидуальную отчетность в соответствии с отечественными правилами бухучета согласно Федеральному закону N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Таким образом, у предприятий появляется дополнительная нагрузка: они вынуждены вести бухучет как в соответствии с российскими, так и с международными стандартами учета.
Необходимо учитывать несколько аспектов предоставления и публикации отчетности. В п. 1 статьи 4 закон установил требования предоставлять годовую консолидированную финансовую отчетность следующим образом: кредитные организации - в ЦБ РФ, а все прочие предприятия - в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В п. 3 статьи 7 закона установлены требования по публикации консолидированной финансовой отчетности - не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям. Правда, порядок представления и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО пока требует разъяснений от компетентных органов. Кроме того, если порядок утверждения бухгалтерской отчетности по российским стандартам четко определен, то порядок утверждения консолидированной отчетности по МСФО требует конкретизации.