27.02.2012 23:43
    Поделиться

    Объем рынка страхования ОПО составит 23-25 млрд рублей в 2012 году

    Завтра страховщики подведут первые итоги страхования ответственности владельцев опасных объектов, которое стало обязательным по закону, вступившему в силу 1 января 2012 г.

    Последствия любой техногенной катастрофы на опасном объекте могут быть необратимыми, подтверждений этого в истории нашей страны множество. Материальные расходы, связанные с восполнением ущерба, причиненного имуществу физических и юридических лиц, а также здоровью людей, могут быть непосильными для владельца производственного объекта. Именно поэтому государство призывает к обязательному страхованию любого производства, деятельность которого так или иначе может нанести вред людям и природе.

    Закон четко регламентирует правила составления страхового договора и права и обязанности страхователя, поэтому договор на обязательное страхование опасных производственных объектов является унифицированным во всех страховых компаниях. Наличие полиса обязательного страхования опасного объекта является необходимой составляющей его существования, только застрахованные предприятия, имеющие статус опасных, получают разрешение на работу. В случае нарушения договора об обязательном страховании владелец объекта не сможет получить лицензию и будет вынужден заплатить штраф.

    Еще в ноябре-декабре 2011 года многие предприятия провели тендеры по отбору страховой компании для целей заключения данного вида страхования, и у самых ответственных к 1 января уже были на руках вступившие в силу договоры страхования. В основном это крупные холдинги, являющиеся лидерами в своих отраслях, которые много внимания уделяют управлению рисками на предприятии. Они были хорошо осведомлены об изменениях в законодательстве в этой области и подготовились к ним. Другие предприятия только сейчас начинают работу по выбору страховой компании и заключению договора страхования. Причина такого запоздания не в том, что предприятия ждут возможного понижения тарифов, просто ответственность в виде административных нарушений за отсутствие договора страхования наступает только с 1 апреля, и поэтому предприятия, понимая, что у них еще есть больше месяца в запасе, особенно не спешат. В то же время, судя по активности продаж данного вида страхования можно сделать вывод, что к 1 апреля будет все-таки застрахована ответственность большинства владельцев опасных объектов.

    В страховом сообществе сейчас много говорится о том, что тарифы могут вскоре поменяться. Минфину и минэкономразвития якобы поручено рассмотреть возможность изменения тарифов ОПО, чему предшествовала виза Владимира Путина на письме Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о необходимости снижения избыточной нагрузки на бизнес.

    Изменения тарифов, конечно, не исключено, но полагаю, что это произойдет не в этом году. Утвержденные тарифы соответствуют мировой практике. Во-первых, тарифы рассчитывались на основе официальной статистики Ростехнадзора и МЧС по авариям, и говорить о том, что они неадекватны, по крайней мере, некорректно. При этом нужно очень четко понимать, что эта статистика занижена, и не показывает реальную картину, так как многие аварии и инциденты умышленно скрывались самими предприятиями, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание надзорных органов, не велась статистика по размеру выплат в связи с нарушением условий жизнедеятельности людей в результате аварии на опасном объекте и т.д.

    И если, например, сравнить утвержденные тарифы по страхованию ответственности при эксплуатации ГТС с западными страховыми тарифами, существующими на рынке, то разница в 2 раза: на Западе это стоит 0,2%, в России это будет стоить 0,1%.

    Во-вторых, тарифы, первоначально предложенные минфином на рассмотрение в правительство РФ, уже были один раз пересмотрены в сторону снижения под напором РСПП. Будет выглядеть очень непоследовательно, если спустя всего несколько месяцев после их утверждения, и всего 3-4 месяца после того, как вступил в силу закон об обязательном страховании, они будут еще раз пересмотрены. Для этого должны быть хоть какие-то конкретные аргументы, хотя бы статистика за 1-2 года по объему сборов и выплат, а пока закон не проработал и нескольких месяцев. В-третьих, платежи по этому виду страхования полностью относятся на себестоимость.

    Не всем пока понятно, какие объекты относятся к ОПО, например, нужно ли страховать лифты и эскалаторы? Так вот, лифты и эскалаторы являются подъемными механизмами, входящими в состав опасных объектов. А непосредственно опасный объект - это здание, строительная площадка, участок механизации и т.д., то есть то место, где расположен подъемный механизм. Да, такие объекты относятся к категории опасных объектов и подлежат страхованию, но с одной оговоркой: если это объекты жилого фонда или их финансирование происходит за счет средств госбюджета. Причем страховаться по новому закону они должны только с 2013 года, а до этого - продолжать страховаться так, как они страховались ранее в соответствии с действующим 116-ФЗ.

    Справка "РБГ"

    По мнению экспертов, в среднесрочной перспективе страхование ОПО станет импульсом для развития страхования в промышленности, как это было с ОСАГО в розничном сегменте. При повышении страховой культуры менеджеров промышленных, энергетических и инфраструктурных объектов страхование может занять место одного из ключевых элементов риск-менеджмента на предприятиях - сначала на обязательной основе, а потом и на добровольной. Введение страхования ОПО окажет позитивное влияние и на качество работы самих страховщиков - будет способствовать модернизации инфраструктуры российских страховых компаний и росту их капитализации.

    Из 10 опрошенных агентством "ЭкспертРА" лидеров российского страхового рынка 3 компании считают, что объем рынка страхования ОПО составит 23-25 млрд рублей в 2012 году. Большая часть компаний (6 компаний) прогнозируют, что объем нового рынка достигнет 23-25 млрд только в 2013 году, когда будет введено обязательное страхование для всех объектов ОПО, а в 2012 году не превысит 15 млрд рублей.

    Поделиться