C 1 марта 2012 года в Высшем арбитражном суде РФ первым судебным составом начнут рассматриваться дела по спорам, связанным с финансовыми инструментами, включая споры, связанные с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, организованными торгами на финансовых рынках, а также споры по облигациям.
Вообще термин "финансовые инструменты" в его нынешнем понимании был введен в российское законодательство лишь два года назад. До сих пор не каждый юрист в состоянии сходу его верно сформулировать. И я не уверен, что в нашей стране сегодня есть достаточное количество специалистов, чтобы возглавить соответствующие составы судов и участвовать в состязании сторон.
Но внимание хочу обратить на другое - на специализацию при рассмотрении дел. Со времен начала судебной реформы в современной России принято считать, что специализация - это благо. Не за горами создание специализированных судов по рассмотрению административных дел, то есть совершенно нового учреждения со своей структурой, аппаратом и финансированием. С 1 января 2013 года начнет работу суд по интеллектуальным правам.
Если у государства есть лишние деньги, то можно создать новые судебные учреждения и многократно увеличить судейский корпус, но лишних денег, как правило, не бывает. Поэтому жизнь заставляет искать резервы в имеющейся системе отправления правосудия. А основа этой системы - судья. Конкретный человек со своей квалификацией, способностью применять правовые знания и принимать ответственные решения. И пока у каждого отдельно взятого судьи эта квалификация, способности и ответственность не будут максимально высоки, никакая введенная руководством специализация качество судебных актов не улучшит.
Кроме того, профессиональный юрист - а судья, несомненно, может считаться таковым - вряд ли хотел бы ограничить область применения своих знаний "финансовыми инструментами", как и любой другой категорией дел. Следовательно, есть необходимость в постоянной ротации судей специализированных составов. Да и специализация по определенным категориям - понятие весьма условное. Например, для рассмотрения обособленных споров в деле о банкротстве нужен судья "специализирующийся" едва ли не по всем категориям споров, которые рассматриваются в арбитраже.
Убежден, что специализация судей и судебных составов - это внутреннее дело судов, и определяется она не злободневностью правовых проблем, а необходимостью правильно распределить нагрузку между судьями и судебными составами. И вмешиваться в это дело не стоит.