С 1 января вступил в силу Закон N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", целью которого является привлечение дополнительных инвестиций, в том числе зарубежных, в российскую экономику. В чем плюсы нового инструмента, рассказывают Светлана Корабель, управляющий партнер юридического агентства "ЮС КОГЕНС", и Ирина Мамина, генеральный директор "Аудиторско-консалтингового партнерства Маминой".
- Чем инвестиционное товарищество отличается от простого?
Светлана Корабель: Это новая форма договора простого товарищества, заключенного для совместной купли-продажи акций, долей, облигаций, финансовых инструментов срочных сделок, долей в складчатом капитале хозяйственных партнерств, не обращающихся на организованном рынке.
Мне как юристу этот закон кажется очень своевременным. К нам часто приходят инвесторы за советом, как и куда лучше вложить свои деньги, как не потерять контроль и как вернуть вложенное назад? На Западе проще: там существуют венчурные фонды, трасты - их специалисты хорошо владеют ситуацией на отраслевых рынках и способные оценить жизнеспособность того или иного проекта. Им доверяют, у них годами сложившаяся репутация. Фонд аккумулирует средства разных инвесторов, поэтому способен вложить больше в стартап, чем один инвестор, значит, и вероятность получения прибыли выше.
В России такого механизма раньше не было. Либо покупалась доля в стартапе, либо инвестирование происходило путем обычного кредитования. В первом случае могли возникнуть проблемы с распределением доли между несколькими инвесторами, с контролем бизнеса, с исполнением обязательств участниками договора. Во втором случае инвестор не получал дополнительной маржи за счет роста компании - он мог вернуть лишь вложенные деньги с небольшим процентом.
- Где новый механизм может найти применение?
Корабель: В первую очередь в наукоемких производствах, в IT-сфере. Там довольно высок уровень доверия к партнерам. К тому же участники этих рынков очень мобильны, плотно контактируют с иностранными контрагентами, поэтому легко идут на новые формы сотрудничества. В принципе инвестиционное товарищество можно использовать не только для финансирования стартапов. Это могут быть инвестиции в финансовые рынки, металлы. Но крупный бизнес более консервативен. Я думаю, он начнет пользоваться новым инструментом, когда тот уже будет отработан на практике.
- Но ведь уже существуют инвестиционные соглашения, отдельно прописаны правила игры для малых инвестиционных предприятий при вузах.
Корабель: Что-то я не замечаю бума на вузовские МИПы. Да, государственные гранты они получают, но похвастаться привлечением серьезных частных инвесторов пока не могут. Создать инвестиционное товарищество проще, чем МИП: для этого не требуется регистрировать новое юрлицо, надо просто заключить договор о совместном инвестировании. Этот договор регистрируется и хранится у нотариуса.
- На Западе инвестиционные товарищества вносятся в реестр. У нас это предусмотрено?
Корабель: Нет, так как по своей сути - это договор. Но правительство РФ может установить другие контрольные параметры, например, ввести минимальный уровень собственных средств для создания товарищества. В законе это предусмотрено.
Управляющему товарищу не запрещено параллельно заниматься своим бизнесом, но он не может выйти из договора в любой момент, как остальные товарищи. В каком-то смысле это ограничение, но оно оправдано и направлено на защиту интересов простых инвесторов, ведь деньги они доверяют конкретному человеку, обладающему опытом, положительной репутацией и профессиональными знаниями. Даже после расторжения договора с товариществом управляющий продолжает нести ответственность перед партнерами еще три года. Они вправе требовать от него возмещения не только денежных убытков, но и неисполнение обязанностей в натуре.
- Допустим, есть некий стартап в форме ООО. Есть инвесторы, объединившиеся в товарищество. Они хотят приобрести не менее 50% долей в ООО. Каковы их действия?
Корабель: Доли они могут купить либо у действующих участников ООО, либо путем увеличения уставного капитала. В реестре налоговой службы эти 50 процентов будут числиться за управляющим товарищем от такого-то инвестиционного товарищества. Если стороны вдруг решат разорвать договор, то все доли между ними будут распределены пропорционально вкладам. Максимальный срок "жизни" инвестиционного товарищества - 15 лет, но вряд ли кто-то будет держать деньги в стартапе так долго. Обычно инвесторы продают свою долю через пять лет.
- Почему запрещено товариществу публично рекламировать свою деятельность?
Корабель: Честно говоря, непонятно, зачем введено это требование. Во-первых, как можно не рекламировать фонд инвестирования, если суть его деятельности в том, чтобы привлечь инвесторов? Во-вторых, все члены инвестиционного товарищества несут субсидиарную ответственность перед контрагентами-физлицами. Даже если на исполнение обязательств нет средств.
- На первый взгляд это условие - как раз повод отказаться от участия в инвестиционном товариществе...
Корабель: Если инвесторы вникнут в детали закона, они поймут, что это не так. Дополнительная ответственность есть только перед контрагентами-физлицами. Мне лично очень трудно представить обычных граждан партнерами инвестиционного товарищества. Ну, разве что помещение в аренду они ему могут сдать. За убытки же в рамках деятельности товарищества дополнительной ответственности не возникает.
- Как будет осуществляться налогообложение участников товарищества?
Ирина Мамина: Каждый участник товарищества сам уплачивает налоги на основании сведений, полученных от управляющего. Если это юрлицо - налог на прибыль, если ИП - НДФЛ. Плюс налог на имущество для организаций при условии, что есть имущество, которое было вложено как актив или приобретено в товариществе (ст. 377 НК РФ). Управляющий товарищ по налогу на прибыль, налогу на имущество и НДФЛ не является налоговым агентом. По остальным он обязан выполнять эти функции. В первую очередь имеется в виду НДС. На управляющего товарища возлагаются обязанности по исчислению этого налога, сдаче налоговых деклараций, причем по каждому договору отдельно - не важно, сколько в нем задействовано стартапов. Также он обязан сдавать в налоговую в сроки подачи декларации по налогу на прибыль отчет по итогам деятельности товарищества. Расчет финансового результата должен производиться по специальной форме, которую позже утвердит минфин.
- Какие операции, совершаемые инвестиционным товариществом, являются льготными и НДС не облагаются?
Мамина: Вознаграждение управляющего товарища, которое ему выплачивают участники договора; покупка и реализация товариществом ценных бумаг, долей; передача имущества и имущественных прав в виде вклада в товарищество, выдел доли в пределах суммы оплаченного вклада участника.
По НДС есть еще одна интересная норма: если при создании товарищества управляющий в качестве вклада передает в него какое-то имущество, то входной НДС придется восстановить. Другими словами, выгоднее вкладывать деньги, чтобы не потерять вычет НДС. По разовым стандартным операциям, облагаемым НДС, например сдача имущества в аренду, товарищество обязано уплатить налог в бюджет в полном объеме. При этом права на налоговый вычет у него не возникает (ст. 174.1 НК РФ в нов. ред.). НДС можно учесть только в затратах по налогу на прибыль.
- Какие обязанности у управляющего товарища с точки зрения налогового учета?
Мамина: Он обязан предоставить в ИФНС копию договора инвестиционного товарищества не позднее пяти дней с даты заключения. Аналогично - при расторжении. Кроме того, управляющий уведомляет налоговиков об открытии и закрытии счетов товарищества. Не позднее 15 дней до окончания срока сдачи декларации по налогу на прибыль предоставляет сторонам договора расчет финансового результата деятельности товарищества с распределением прибыли и убытков по долям участников. Если финансовый результат корректируется, то налоговики и члены товарищества должны получить новые данные не позже чем через пять дней после перерасчета.
Если по акциям и долям, находящимся во владении товарищества, получен доход, он облагается по обычной ставке - девять процентов. Удержание идет у источника выплаты - налогового агента, выплачивающего дивиденды.
- Учитываются ли убытки при налогообложении?
Мамина: Здесь законодатель сделал хитрый ход. В принципе они учитываются. Но не в рамках всей деятельности налогоплательщика (участника товарищества), а только в пределах налоговой базы по аналогичным операциям. Например, организация является участником 10 инвестиционных товариществ. Допустим, операции с долями оказались прибыльными, а с ценными бумагами - убыточными. Хочется "схлопнуть" результаты. Но нет - придется в полном объеме заплатить налог на прибыль от покупки-продажи долей, а убытки от акций зарезервировать на будущее и ждать, когда этот вид деятельности принесет прибыль. Тогда ее можно будет уменьшить на убытки, полученные ранее.
Корабель: Точно так же невозможно "схлопнуть" результаты по стартапам и основной предпринимательской деятельности.