Долгое время транспортный комплекс России не имел своего представительства в нижней палате парламента - Комитет по транспорту был создан только в 2008 году. Однако именно в этой отрасли насчитывается огромное количество предприятий малого и среднего бизнеса, крайне заинтересованных в оперативном принятии законов прямого действия, позволяющих вести предпринимательство на понятных и прозрачных условиях. О работе своего комитета "РБГ" рассказал Евгений Москвичев, председатель Комитета Госдумы по транспорту.
РБГ: Евгений Сергеевич, как изменится работа комитета, можно ли рассчитывать на ускорение прохождения законопроектов?
Москвичев: На первом же заседании новый состав комитета определил, какие федеральные законы должны быть приняты в первоочередном порядке. Из всех законопроектов выбраны четырнадцать, которые будут рассмотрены в весеннюю сессию и, как мы рассчитываем, приняты не только в первом, но и во втором и даже в третьем чтении. Эти законы необходимы для того, чтобы работа транспортной отрасли стала системной, эффективной, безопасной. В первую очередь очень важно, чтобы до начала весенней навигации вышел закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также о повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасной эксплуатации транспортных средств)". Речь идет о поправках в Кодекс внутреннего водного транспорта и об усилении контроля на всех видах транспорта. Закон существенно усилит ответственность перевозчиков за безопасность пассажиров, упорядочит управление и контроль движения речных судов, автомобильного и железнодорожного транспорта. Мы исходим из того, что работа профессиональных транспортников России подразумевает минимум чрезвычайных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий.
РБГ: Кто на втором месте?
Москвичев: Второй закон, скорейшее принятие которого мы считаем необходимым, чтобы Россия укрепила свои позиции как морская держава, - "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути". Он позволит создать единую систему управления и современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях.
Третий очень важный закон - "Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Российской Федерации". Он затрагивает все слои населения, поскольку не менее 85% граждан пользуются сегодня общественным наземным транспортом. Его принятие даст уверенность, с одной стороны, пассажирам в качественном обслуживании, с другой - компаниям-перевозчикам в справедливом распределении маршрутов на конкурсной основе и на длительный срок. Законопроект, прошедший первое чтение в 2007 году, в течение четырех лет не рассматривался Думой. По поручению председателя правительства Владимира Путина, прозвучавшему на Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске в ноябре 2011 года, Минтранс России ускорил работу над законопроектом, и он будет рассмотрен на весенней сессии.
Кроме того, в ходе весенней сессии комитет предложит для рассмотрения на Совете Думы и на пленарном заседании поправки в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые вводят новые категории и подкатегории транспортных средств, запрещают привлекать для работы водителей, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, а также ужесточают условия получения прав категории "Д". Эти поправки прежде всего призваны обеспечить повышение квалификации водителя, а значит, и безопасность на дорогах.
Мы также рассчитываем, что будут приняты изменения в законодательство, упрощающие прохождение техосмотра, запрещающие использовать на платной основе автомобильные дороги, находящиеся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, и другие важные законопроекты, регулирующие деятельность транспортного комплекса России.
РБГ: Будет ли интенсифицировано участие бизнес-сообщества в разработке и экспертизе новых законов, и если да, то как это будет выглядеть на практике?
Москвичев: Да, мы планируем активно привлекать бизнес к работе над законопроектами.
Уже на втором заседании Комитета по транспорту между депутатами были распределены направления работы, за которые они отвечают. Тогда же мы создали Экспертный совет, внутри которого организованы рабочие группы. Их возглавляют депутаты по направлениям, а в качестве их заместителей выступают представители профессиональных объединений и организаций того или иного вида транспорта. Убежден, что правой рукой председателя рабочей группы должен быть представитель того вида транспорта, законопроект по которому рассматривается. Только в 2011 году обращений и пожеланий бизнес-сообщества по законотворческой деятельности было более 300, и их количество постоянно увеличивается. Теперь все пожелания будут услышаны.
РБГ: В связи с созданием ЕЭП необходимы серьезные изменения в национальном законодательстве. Что планирует предпринять комитет, чтобы облегчить работу транспортных предприятий?
Москвичев: С января 2012 года транспортники России, Белоруссии и Казахстана стали работать в Едином экономическом пространстве, и мы уже совместно будем рассматривать технические регламенты по безопасной эксплуатации колесных транспортных средств, по дорожному хозяйству и - самое основное - единые правила по перевозке грузов в наших трех странах. В марте на заседания комитета будут приглашены представители профессиональных транспортных сообществ с тем, чтобы определить, принятие каких законопроектов в этой сфере необходимо. Причем разрабатывать и принимать их мы будем ускоренными темпами, потому что уже сегодня часть приграничных функций России перешла на внешние границы ЕЭП, например транспортный контроль передан Белоруссии. Поэтому считаю, что срочно должно быть ратифицировано Соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном о переносе транспортного контроля на внешние границы Таможенного союза, чтобы мы могли принимать прозрачные законы в области транспорта, перевозки и доставки грузов на территории трех стран.
РБГ: У России огромный транзитный потенциал. Однако закона "О транзите" до сих пор нет...
Москвичев: Действительно, такого закона нет, хотя необходимость в нем давно назрела. Транспортное сообщество постоянно этот вопрос поднимает, и я думаю, что после весенней сессии комитет начнет внимательно работать над этим законопроектом и принимать решение, на какую сессию его выносить. Скорее всего, на осеннюю, чтобы уже в 2013 году он вступил в силу... Но уже сейчас мы будем проводить "круглые столы", чтобы понять, насколько этот законопроект соответствует сегодняшним реалиям и в каком направлении с ним дальше работать.
РБГ: "Круглые столы" будут проходить с участием бизнеса?
Москвичев: Да. Ежеквартально Комитет по транспорту будет отчитываться перед отраслевыми объединениями, рассказывать, что нам удается сделать, что сделано и какие есть проблемы в нашей законодательной деятельности. В первую очередь мы будем встречаться с Союзом транспортников России, в который входят все профессиональные ассоциации и союзы (подчеркиваю - профессиональные).
РБГ: Правила грузоперевозок автотранспортом были приняты в прошлом году, а правил перевозок судоходным транспортом до сих пор нет. И поправки в закон о железнодорожном транспорте где-то "пропали"...
Москвичев: Правила готовят министерства и ведомства. Комитет выносит на рассмотрение депутатов Госдумы законопроекты, а подуставные акты разрабатываются правительством. Поэтому мы и хотим, чтобы принимаемые федеральные законы были частично прямого действия и уже могли работать, пока нормативные акты пройдут все необходимые согласования. Это очень важно для транспортных предприятий.
Также сейчас в правительстве рассматривается законопроект о внесении изменений в Закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", и как только он поступит в Думу, мы комплексно посмотрим, какие поправки нужно внести и в этот закон, и в Устав железнодорожного транспорта, чтобы они работали в унисон с остальными действующими законодательными актами. Нам понятен срез тех законов, которые нужно принимать в дальнейшем. Поэтому комитет обязательно рассмотрит вопрос о создании стратегии - своего рода программы законодательства для транспортной отрасли минимум на 5 лет. Тогда предприниматели будут видеть, какие законы в каком году будут приниматься, знать, что ждет отрасль завтра, а в условиях открытости проще и эффективнее работать, применяя новые технологии и закупая новый подвижной состав высокого экологического класса, безопасный для эксплуатации при перевозке пассажиров и грузов.