Вокруг грядущей приватизации: как ее проводить и где - в Лондоне или в России, в последнее время развернулись достаточно острые дискуссии. Приватизация российских компаний на иностранных рынках в форме зарубежных бумаг - депозитарных расписок, которые, естественно, и торговаться будут на зарубежных биржевых площадках, и окажутся недоступными российским инвесторам, - это сигнал всему миру, что государство не верит в возможность построения внутреннего финансового рынка. Россия - единственная страна из состава G20 (за исключением, пожалуй, Саудовской Аравии и Индонезии), которая фактически не имеет суверенного фондового рынка: большая часть российских компаний удовлетворяет свой спрос на инвестиции за рубежом.
Приватизация государственных компаний в Лондоне или Нью-Йорке - это мощнейший вотум недоверия собственному рынку именно со стороны государства, которое призвано его развивать. На долгие годы Россия обеспечит себе одно из последних мест в списке развивающихся стран по уровню развития финансового рынка.
Однако объективных причин для размещения российских компаний за рубежом практически нет. В России уже присутствуют все категории иностранных инвесторов, которые охотно приобретают сами акции, а не иностранные производные, тем самым обеспечивая стабильный спрос на рынке.
За последние полтора года на российском финансовом рынке произошли положительные сдвиги. Приняты законы о центральном депозитарии и клиринге, что делает российскую расчетно-клиринговую инфраструктуру соответствующей международным стандартам и даже опережающей ряд стран ЕС. Отменен налог на доходы от операции с российскими ценными бумагами для нерезидентов. Осуществлен запуск торгов с центральным контрагентом на фондовой бирже. Кроме того, в процессе принятия находятся изменения в нормативно-правовые акты, направленные на развитие внутренней инвесторской базы, которые создадут на внутреннем рынке уникальный спрос на активы, существенно превосходящий тот спрос, который можно найти на Западе. В перспективе двух лет эти изменения не только позволят остановить переток российских эмитентов на западные рынки, но и вернуть ушедшие российские компании обратно на наш рынок.
В пользу проведения приватизации госкомпаний на российском рынке и последние изменения в области регулирования, происходящие на иностранных площадках. Ужесточение требований по доле ценных бумаг в свободном обращении и раскрытию информации существенно ухудшает условия для размещения и обращения российских ценных бумаг и ставит под сомнение целесообразность использования этих рынков капитала для российских компаний, тем более что все категории иностранных инвесторов уже присутствуют на российском рынке.
С 1 июля 2012 года биржа ММВБ-РТС запускает новую модель торгов: теперь расчеты будут происходить на условиях поставки против платежа, через 3 дня после заключения сделки. Неудобная форма расчетов была последним препятствием для выхода некоторых иностранных инвесторов на российский рынок. К иностранным инвесторам добавится как уже существующая в России уникальная инвесторская база, состоящая из внутренних институциональных и частных инвесторов, так и дополнительные средства, которые придут на фондовый рынок от пенсионных фондов, страховых компаний и других российских институтов. Это приведет к тому, что спрос при размещениях российских компаний на внутреннем рынке превысит спрос, доступный на западных площадках.
Мы понимаем, что иностранные биржи и западные инвестбанкиры будут всеми силами бороться за размещение российских приватизируемых компаний на их рынках. Ведь по проекту приватизационного плана речь идет о сумме в 1 трлн рублей. Принятое на основе взвешенного анализа решение государства о проведении приватизации на внутреннем рынке и доведение этой информации до иностранных инвесторов станет мощным стимулом для их прихода в Россию, возвращения ликвидности на локальный рынок и в конечном счете послужит обеспечению финансовой безопасности страны и созданию в России международного финансового центра.