29.02.2012 23:35
    Поделиться

    Что надо знать потребителю, чтобы получить компенсацию?

    Впервые в России ресторан расплатился за некачественный обед миллионной суммой

    Три миллиона рублей выплатил ресторан "Эль патио" экс-участнице реалити-шоу "Дом-2" Виктории Карасевой в качестве компенсации за ущерб здоровью.

    Травму пищевода, долгое лечение и в итоге инвалидность Виктория получила, отведав в ресторане пиццу, "нашпигованную" осколками ракушек мидий.

    Сам ресторан, несмотря на решение суда, платить не торопился: деньги взыскали судебные приставы, дополнительно наказав рестораторов еще на 200 тыс. рублей.

    Виктория Карасева, известная как участница проекта "Дом-2", пришла в ресторан пообедать. Заказала пиццу с морепродуктами. Удовольствия обед не доставил: острый кусочек ракушки мидии из пиццы впился в пищевод, в результате - сильное воспаление, реанимация, многомесячное лечение, инвалидность второй группы.

    Поправившись, Виктория подала в суд на ресторан. Судилась долго - с 2009 года.

    В конце концов в августе 2011 года судебная коллегия Мосгорсуда оставила без удовлетворения жалобу ресторана "Эль патио", никак не желавшего признать себя виновным в бедах Карасевой. А до этого - еще в марте - Кунцевский суд определил моральный вред пострадавшей выплатой более 2,2 млн рублей, а также постановил выплатить ей более 500 тыс. рублей - ее утраченный заработок за почти полгода, проведенные в больнице.

    "Так как добровольно исполнить решение суда должник отказался, судебным приставом-исполнителем приняты меры принудительного взыскания", - говорится в релизе Управления Федеральной службы судебных приставов. Что и было сделано, хотя для этого пришлось накладывать арест на счета ресторана.

    Кроме того, должника наказали дополнительно на 200 тыс. рублей "за неисполнение в срок требований приставов". Этот исполнительский сбор должен поступить в федеральный бюджет.

    Комментарий

    Марина Свиридова, юрист Общества защиты прав потребителей:

    - Количество жалоб, поступающих от недовольных покупателей, посетителей ресторанов, растет с каждым годом. Речь идет о нескольких десятках тысяч в год. Причем примерно 8 из 10 жалоб - это претензии к качеству продуктов питания. Растет и количество судебных исков. Но сумма, которую удалось получить участнице реалити-шоу, откровенно говоря, поражает воображение. Это первый такой случай у нас в стране.

    Гораздо чаще люди, получившие ничуть не меньший ущерб здоровью, отвоевывают чисто символические суммы или даже вовсе получают от суда отказ в удовлетворении своих требований.

    Это в США закон очень трепетно защищает потребителей. Достаточно вспомнить ставшую классической историю, как старушка купила в "Макдоналдсе" стакан горячего кофе (кстати, с крышкой!) и решила выпить его в автомобиле. Облилась, обожглась. Американский суд обязал ресторан выплатить ей два млн долларов компенсации, несмотря на то, что ЧП произошло даже не в стенах ресторана. Главное, на стаканчике не было предупреждения, что внутри - горячая жидкость, которой можно ошпариться. Так что у американцев доходит до смешного: на пачках с фисташковыми орешками они, например, пишут, что их необходимо очистить от скорлупок. Вдруг кто не догадается!

    У нас пока все гораздо прозаичнее. Можно вспомнить нашумевшее дело с тем же "Макдоналдсом". Выходя из ресторана с чашкой, посетительница получила тугой дверью по руке, чашка опрокинулась, горячая жидкость обожгла руку. Несколько лет шла судебная тяжба, и в конце концов пострадавшая отозвала иск к ресторану, так и не сумев добиться компенсации.

    Недавнее дело с протухшей селедкой, купленной в крупном сетевом универмаге в Москве, тоже закончилось ничем. А ведь покупатель получил серьезное отравление. Все, казалось бы, было на месте: чек с датой покупки, упаковка с остатками рыбы. Но магазин представил документы, что на тот момент просроченных продуктов в торговом зале не было. И суд встал на сторону магазина, а не пострадавшего покупателя.

    Тем не менее во многих случаях, если пострадавший готовится к судебному процессу правильно, решение принимается в его пользу.

    Я считаю, что случай с Викторией Карасевой - очень показательный. Мы сколько угодно можем ругать "американскую" систему защиты покупателей, говорить даже о "покупательском терроризме" (когда люди "нарочно" подставляют продавцов и рестораторов, надеясь на них как следует заработать). Но тем не менее, если над магазином, регулярно исправляющим на продуктах старые сроки годности на более свежие, если над рестораном, не гнушающимся готовить из "осетрины второй свежести", не будет висеть дамоклов меч, выплаты пострадавшим действительно большой компенсации (в сотни тысяч рублей, а может, и миллионы), мы никогда не добьемся от нашей торговли элементарной честности. Заплатят десять раз по миллиону, в 11-й поостерегутся "химичить".

    Подробности - на сайте Общества защиты прав потребителей OZPP.ru.

    советы

    Что надо знать потребителю, чтобы получить компенсацию?

    Вот самые простые советы:

    1 Сложнее всего доказать ущерб, нанесенный некачественными продуктами питания. Поэтому если, например, плохо стало во время обеда в ресторане, нужно зафиксировать этот факт хотя бы в жалобной книге. Страницы лучше сфотографировать, т.к. они странным образом "исчезают", если клиенты не благодарят, а жалуются.

    2 Вызывать "скорую помощь" тоже надо прямо в ресторан - если вас увезут в больницу уже из дома, доказать, где и чем вы на самом деле отравились, будет гораздо сложнее.

    3 Немедленно поставить в известность администрацию заведения, написать жалобу в Роспотребнадзор (с той же датой), копию передать администрации и одну копию оставить у себя.

    4 Если испорченный продукт вы принесли из магазина, сохраняйте упаковку. Наличие чека - обязательно. Картонная коробочка рядом с кассой - это не забота о покупателях, а провокация: нет чека - не будет и претензии.

    5 Остатки подозрительной пищи не выбрасывать, сохранить в холодильнике для возможности проведения экспертизы.

    Эти простые действия, по мнению Марины Свиридовой, помогут собрать достаточную доказательную базу. А дальше пишем претензию администрации ресторана или магазина, пытаемся договориться на досудебном этапе. Если не удается, готовим иск в суд.

    Поделиться