На Урале господдержка инновационных проектов дала неожиданный результат

Неожиданный эффект дала господдержка инновационных проектов в Свердловской области: в регионе начало активно развиваться новое направление предпринимательства.

Особые отношения

В течение 2011 года стартовали сразу несколько бизнес-проектов по выпуску оригинальных средств реабилитации для инвалидов. Предприятия не просто заработали, а стали лидерами в этой сфере на российском рынке. Так, одно из ноу-хау уральцев - кресло-трансформер для детей-инвалидов - было продемонстрировано летом прошлого года в числе прочих инноваций премьер-министру России Владимиру Путину. Разработка заинтересовала главу правительства: подобного кресла, подстраивающегося под ребенка с ограниченными возможностями, в России раньше не было. Проект поддержало руководство Агентства социальных инициатив.

Впрочем, по мнению экспертов, социальное предпринимательство - это сфера деятельности, которая по определению базируется на новых разработках и инновационных подходах. И не только потому, что государственные профильные предприятия десятилетиями выпускают одну и ту же продукцию, не стремясь меняться вслед за потребностями своих клиентов.

- В большинстве своем предприниматели, которые решаются посвятить себя этой сложной области бизнеса, - новаторы, - уверена директор фонда региональных социальных программ "Наше будущее" Наталия Зверева. - Социальные предприниматели создают точки роста, вокруг которых формируются не только новые предприятия, но и особые общественные отношения.

Научный способ сокращения затрат

Евгений Крупин сейчас гордится тем, что перешел в когорту социальных предпринимателей. Упомянутое кресло-трансформер - продукция его компании. Зарегистрирована она лишь год назад. А до этого Евгений занимался более предсказуемым и доходным бизнесом - поставками медоборудования.

- Не скажу, что толчком послужила какая-то эмоциональная причина, например болезнь или желание помочь близким, - рассказал он корреспонденту "РГ", - нет, все шло не от эмоций, а от разума. Проанализировав рынок реабилитационных средств, я обнаружил абсолютно свободную нишу. Если для взрослых инвалидов в стране хоть что-то выпускается, то для детишек с ограниченными возможностями - практически ничего.

За основу взяли европейский аналог, который стоит порядка 170 тысяч рублей - неподъемная сумма для российских семей. Поэтому главное направление научного поиска заключалось в том, чтобы сделать продукт доступным по цене, не сократив, а даже увеличив его функционал. В итоге стоимость кресла упала более чем в пять раз, при этом возможности конструкции предусматривают 30 вариаций трансформации.

На запуск в серию этой разработки Инфраструктурный хаб Свердловской области выделил грант - 500 тысяч рублей. Собственники вложили в развитие бизнеса четыре миллиона. Сейчас речь идет о выпуске уже не только кресла, а 17 различных реабилитационных средств, призванных облегчить жизнь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Новые перспективы выявили и новые инвестиционные потребности. По подсчетам Крупина, для развития предприятия необходимо вложить еще 20-60 миллионов рублей. Нижняя планка предполагает освоение российского рынка, верхняя - выход к потребителям Западной Европы с получением всех необходимых документов для сертификации товара за рубежом. 

- Определенный интерес со стороны инвесторов есть, но денег пока не дает никто, хотя федеральные и региональные структуры активно ищут нам инвесторов, - признается предприниматель. - Видимо, потому, что этот бизнес очень тесно связан с социальной государственной политикой. И даже при благоприятных условиях срок окупаемости достаточно длинный - не менее 3,5 года.

Благородное дело

Осторожность инвесторов и в самом деле понятна: социальное предпринимательство - дело молодое. В России оно начало развиваться только с середины двухтысячных, хотя за рубежом феномен социального предпринимательства известен очень давно. У нас же десятилетиями считалось, что решение проблем инвалидов и иных социально не защищенных групп - дело государства или благотворительных фондов. И если к роли спонсоров бизнесмены привыкли достаточно быстро, то рисковать, занимаясь предпринимательством в социальной сфере, начали только что.

- Развитие социального предпринимательства выгодно всем: населению, государству, бизнес-сообществу, - утверждает главный научный сотрудник Института системного анализа РАН Владимир Якимец.

Как подчеркивают эксперты, даже само название указывает, что для этого вида бизнеса приоритетно не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Но тут же оговариваются: без прибыли социальное предпринимательство также невозможно - иначе не выживет.

Кстати, сейчас социологических исследований этого вида бизнеса гораздо больше, чем экономических. Оно и понятно: из десятка тысяч реализующихся в стране такого рода проектов к реальному производству имеет отношение от силы сотня.

Так что исследовать пока можно разве что условия для стартапа в социальном бизнесе. И здесь действительно наметились определенные перемены. Скажем, в 2009 году большинство предпринимателей решались заниматься социальными проектами только после получения гранта, а брать под новое дело банковский заем рисковали не более двух процентов смельчаков. Однако уже в 2010-м около 90 процентов социальных предпринимателей стартовали с заемных средств. По мнению аналитиков рынка, это свидетельствует как о стремлении бизнесменов брать на себя ответственность, так и о росте их уверенности в успешности и востребованности такого рода проектов.

Для успешного развития бизнеса, ставящего двойную задачу - и прибыль получить, и обществу помочь, необходимо законодательно закрепить само понятие социального предпринимательства, уверены те, кто уже прошел определенный путь в этом направлении. Они считают необходимым создать особую нормативную базу, а также включить государство в процесс финансирования проектов на начальном этапе. И если первые две задачи - неблизкая перспектива, то третья - уже реальность. В Свердловской области только по линии Инфраструктурного хаба поддержано более 60 проектов в социальных областях.

Вложения в доступную среду

О значимости господдержки социальных предприятий Марина и Сергей Глядковы готовы рассказывать часами. Весь их бизнес - яркий тому пример. Сергей после одной из экстремальных рыбалок изобрел не тонущий в воде костюм. Благодаря выделенному инновационному гранту и возможности разместить производство на территории бизнес-инкубатора, дело быстро пошло в гору. Заказы поступали даже из-за рубежа.

Но год назад Сергей решил придать своему делу социальный аспект. На одном из мероприятий он познакомился с доктором медицинских наук Еленой Аронскинд. Детский врач представляла свою разработку - костюм для ребятишек, больных ДЦП. И решили создатели уникальной одежды объединить усилия. Созданный ими реабилитационный комбинезон буквально "сшит" из идей, главное же ноу-хау - надувные камеры, которые одновременно поддерживают тело и стимулируют развитие мышц. Производство таких костюмов признали самым оригинальным и перспективным инновационным проектом на всероссийском форуме в Санкт-Петербурге в 2011 году. А до признания экспертов его опробовал на себе уральский подросток Виталик, с детства страдающий церебральным параличом.

- Я даже прослезился, когда увидел, как мальчишка, не умевший самостоятельно ходить, сделал первый шаг, - рассказал Сергей Глядков. - Тогда и понял, что этот социальный проект никогда не брошу.

В день нашего приезда на предприятие Глядковых все мастера, от закройщиков до швей, были заняты изготовлением именно этих костюмов. Проект оказался вполне рентабельным: оборот небольшой компании достиг миллиона рублей в месяц. Правда, пока вся прибыль уходит на развитие бизнеса, о доходе говорить рано, но Сергей уверен: перспективы большие.

- Сейчас мы занимаемся, что называется, индпошивом, - пояснил он, - но как только получим сертификат на изделие, сможем пустить костюм в серию. И тогда реальна перспектива, что оно попадет в государственный реестр средств реабилитации. Значит, родители инвалидов смогут приобретать костюмы не за свой счет, а на средства фонда социального страхования. Вот так и формируется доступная среда.