Сегодня сложно представить хоккейную сборную Беларуси без Андрея Мезина, Виталия Коваля, Алексея Угарова, Евгения Ковыршина, Николая Стасенко. Все они родились в России, но уже давно стали своими в Беларуси. По такому же пути пошли многие другие замечательные хоккеисты. Правда, натурализация игроков из Канады до недавнего времени была для Беларуси делом неслыханным. Однако все когда-то бывает впервые. В середине февраля белорусскими паспортами обзавелись минские динамовцы Джефф Платт, Кевин Лаланд и Чарльз Линглет.
Натурализация спортсменов актуальна сегодня для многих стран, мир становится космополитичен и на спорте это тоже отражается. Беларусь не осталась в стороне. Скажем, в футбольной сборной в ближайшее время может закрепиться уроженец Бразилии Ренан Брессан. Однако вернемся на каток.
Идея о натурализации Джеффа Платта бродила в хоккейных кулуарах уже давно. Канадец впервые появился в "Динамо" в 2008 году. Отыграв за "бело-синих" всего два месяца, взрывной форвард отправился в Финляндию. Улетел, но обещал обязательно вернуться, если в нем будут заинтересованы. И вернулся, причем очень скоро - перед началом сезона 2009/10. Нынче Джефф Платт - один из старожилов команды и настоящий любимец публики. Яркое доказательство тому - приз зрительских симпатий, доставшийся канадцу прошлой весной. Болельщики провели голосование, в ходе которого определили самого почитаемого динамовского хоккеиста. Приз от фанатов - свитер национальной сборной Беларуси - пополнил гардероб Джеффа Платта. Причем его победа получилась безоговорочной. Занявший второе место голкипер Андрей Мезин набрал в два раза меньше голосов.
Болельщикам действительно по душе Платт. И дело не только в том, что он один из самых результативных форвардов "Динамо". Подкупают его человеческие качества. Вы бы видели, какие очереди за автографами выстраиваются к нападающему после домашних матчей! Но как бы он ни устал, от общения с болельщиками не отказывается никогда. Профессионал с большой буквы.
Журналисты пару последних лет настойчиво сватали Платта в другие команды, да и сам Джефф неоднократно говорил о стремлении играть в НХЛ, но тем не менее остается в Минске. Уверяет, что даже если в будущем окажется за океаном, все равно с удовольствием откликнется на вызов в сборную Беларуси.
...Осенью прошлого года "Динамо" запустило в массы идею дать белорусское гражданство не только Платту, но и еще нескольким игрокам: Дэнни Гру, Кевину Лаланду и Чарльзу Линглету. Все трое стали под "бело-синие" знамена только перед началом этого сезона (Гру и Линглет перешли в "Динамо" из нижегородского "Торпедо", а Лаланд - из чеховского "Витязя"). А потому новость о столь массовой натурализации была воспринята, мягко говоря, неоднозначно. Одни болельщики предвкушали прекрасное усиление для сборной, другие напирали на разные менталитеты и вообще ставили под сомнение возможность реализации этой затеи. Рассудило же всех время. Дэнни Гру, проведя за "бело-синих" всего четыре матча, характерами с "Динамо" не сошелся и в итоге перекочевал в "Югру". А Платт, Лаланд и Линглет - на видных ролях в клубе, и недавно получили белорусские паспорта.
- Стать белорусом - большая честь для меня,- откровенничает Чарльз Линглет.- Кто-то шутит по этому поводу. Но Джефф, Кевин и я относимся ко всему очень серьезно. Нам никто не обещал, что мы стопроцентно будем в сборной. Нужно много работать, выдержать конкуренцию с другими игроками, чтобы пробиться в состав. Это одна из наших задач.
Наставник национальной команды Беларуси Кари Хейккиля не против натурализации (главный довод - "повысится конкуренция"), но перегибать палку не рекомендует. Оно и верно, ведь главное - это развитие детско-юношеского хоккея, воспитание собственной смены. "Заграница нам поможет" - путь, определенно ведущий в тупик.
Генеральный менеджер сборной Беларуси Владимир Сафонов уверен, что если подойти к натурализации грамотно, то ничего плохого в ней нет:
- Уже много лет у нашей страны очень тесные связи с российской хоккейной школой. Когда распался Советский Союз, процесс взаимопроникновения не остановился. У многих ребят родственники в двух странах. Кто-то едет из России в Беларусь, кто-то - в обратном направлении. Это нормально.
- Однако канадских хоккеистов с белорусским паспортом у нас до недавних пор не было.
- Можно начать с того, что у большого спорта нет национальности. Возьмите европейские футбольные чемпионаты, Национальную хоккейную лигу... Там никто не смотрит, что у игрока написано в паспорте. Играют действительно сильнейшие. Сборная это, конечно, иное. Но мы ведь и не собираемся ставить натурализацию на поток. На первом месте все равно - собственная хоккейная школа, резерв. А несколько канадцев, получивших белорусское гражданство, кстати, для начинающих хоккеистов вполне могут стать неплохим примером для подражания. Вот, скажем, Платт... За него болеют, на него ходят зрители. Уже успели полюбиться болельщикам и Лаланд с Линглетом.
- Они усилят сборную?
- Белорусское гражданство еще не гарантирует место в составе. Право выступать за команду нужно будет доказывать своим отношением к делу и игрой. Последнее слово останется за главным тренером. Но болельщики, думаю, будут не против увидеть Платта, Лаланда и Линглета в сборной. Они войдут в расширенный список кандидатов в национальную команду перед чемпионатом мира 2014 года. Пока же ребята должны выдержать "карантин".
Тут следует сделать небольшую ремарку. По правилам Международной федерации хоккея, чтобы натурализованный хоккеист мог играть за сборную своей "второй родины", получить паспорт недостаточно. Еще нужно выступать за клуб из этой страны не менее двух лет без перерыва. Если хоккеист до того вызывался в сборную (Платт в свое время поиграл в юношеской команде Канады), то "испытательный срок" возрастает до четырех лет. Арифметика проста. "Карантин" для Платта, Лаланда и Линглета закончится в августе следующего года. То есть на двух ближайших мировых форумах мы этих хоккеистов не увидим. Зато на домашнем для Беларуси чемпионате мира 2014 года они уже смогут помочь.