Российская молодежь обучается рабочим специальностям в Белоруссии

Недавно пришлось побывать на одном из участков с гибким производством Минского тракторного завода. Несколько станков типа обрабатывающий центр с программным управлением дают там столько же продукции, сколько раньше - целая поточная линия, на которой трудились десятки человек. Обслуживают новое оборудование рабочие высшей квалификации, с образованием не ниже среднего специального. И таких подразделений на белорусских предприятиях все больше. Отсюда - растущий спрос на высококвалифицированных станочников. Но чтобы такого специалиста подготовить, нужны современные обучающие технологии и педагоги, ими владеющие.

Все это руководители завода "Атоммаш" из карельского Петрозаводска нашли в Минске. Туда в Профессионально-технический колледж - филиал Республиканского института профессионального образования, и направили пятерых подающих надежды парней. Встретили их приветливо, поселили в современное общежитие с хорошей столовой, спортивными залами, бассейном. Но главное, конечно, происходило в компьютерных классах и лабораториях, учебных мастерских, оснащенных новейшими электронными тренажерами, роботизированным и автоматизированным оборудованием. Три с половиной месяца учебы пролетели быстро. Ребята успешно сдали в колледже зачеты и экзамены и недавно вернулись в Петрозаводск, готовятся сдавать заводской экзамен на право управлять станком типа обрабатывающий центр. В этом, безусловно, помогут методички и другая учебно-вспомогательная литература, которой обеспечили россиян минские наставники. О них парни отзываются по-доброму. "Нас многому научили, - говорят Сергей Афанасьев и Дмитрий Попков. - Теперь даже перед опытными рабочими можем блеснуть знаниями".

- Наша изюминка - ресурсный центр в области металлообработки, который в комплексе с экспериментальной образовательной программой подготовки рабочего со средним специальным образованием позволяет совершенно по-новому взглянуть на траекторию построения карьеры в сфере машиностроения, - раскрывает корреспонденту "СОЮЗа" "секреты фирмы" директор филиала Профессионально-технический колледж учреждения образования Республиканский институт профессионального образования Валерий Голубовский. - Раньше у юноши после школы было два пути на завод: либо в ПТУ и далее к станку, либо в вуз и потом долгая адаптация к реальному производству. У нас все иначе. Можно после 9-го либо 11-го класса получить в профессионально-техническом колледже профессию "Оператор станков с программным управлением" и пойти на предприятие. А можно по сокращенной программе продолжить учебу на уровне среднего специального образования и получить профессию "Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением", или "Мехатроник".

Молодые люди на деле убеждаются, что работа на металлообрабатывающем станке может быть привлекательной - интеллектуальной, без излишних физических нагрузок, в прямом смысле чистой

При этом выпускник приобретает профессию "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования" и "Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением". Он может сразу не только управлять станком с ПУ, но и производить наладку, регулировку электромеханических, механических, электронных, гидравлических, пневматических компонентов мехатронной системы, диагностировать и устранять неисправности ее отдельных компонентов. Такие профессионалы сразу получают выгодные высокооплачиваемые предложения.

Но и этот уровень не является пределом в образовании. Можно продолжить обучение заочно по сокращенной программе в Белорусском национальном техническом университете либо Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. Такой практико-ориентированный профессионал, умеющий работать на современном оборудовании с программным управлением, намного ценнее неоперившегося выпускника вуза.

Как конкретно происходит обучение? Мне показали один из кабинетов колледжа. Это 12 столов с персональными компьютерами и мониторами, где юноши знакомятся с теорией работы на станках с ПУ. А рядом - и само оборудование, миниатюрное, но настоящее. Вот по программе, составленной и введенной учеником в систему управления, робот-манипулятор снимает с накопителя заготовку и устанавливает на рабочий стол вертикально-фрезерного станка. И через пару минут извлекает свежевыточенную, еще в каплях смазывающе-охлаждающей жидкости деталь и ставит на конвейер. В соседнем помещении ребят учат работать на фрезерном и токарном оборудовании, управляемом электроникой.

- Оснастить обучающий процесс по международным стандартам помогло сотрудничество с самыми известными в сфере профессионального образования фирмами мира, - поясняет заместитель директора колледжа Владимир Ридецкий. - Молодежь на деле убеждается, что работа на металлообрабатывающем станке может быть привлекательной - интеллектуальной, без излишних физических нагрузок, в прямом смысле чистой. И высокооплачиваемой.

Колледж ежегодно заканчивают десятки парней по специальностям машиностроительного профиля, однако заявок промышленности намного больше. Дефицит высококвалифицированных кадров возникает из-за нежелания выпускников общеобразовательных школ поступать в учреждения профессионального образования. Многие, к сожалению, мало знают об интеллектуализации современного производства, что порождает стереотип, будто рабочая профессия сопряжена с тяжелым и однообразным физическим трудом. Восполняется нехватка кадров за счет того, что в колледже организованы подготовка, повышение квалификации и переподготовка уже имеющих стаж рабочих по направлению предприятий, а также территориальных служб занятости населения. Здесь обучаются практике и студенты национального технического университета - будущие педагоги производственного обучения. Есть и такие, которые приходят за новыми навыками по своей инициативе, лично оплачивая обучение. За плату обучаются и иностранные граждане, желающие получить современную и востребованную квалификацию.

Нередкость в колледже и гости из России. Из подмосковных Люберец приезжали на переподготовку станочники. Из Барнаула и Мурманска - за передовыми методами обучения рабочим специальностям. Ведь ресурсный центр по металлообработке в профессионально-техническом колледже РИПО оказался первым в СНГ. И хотя затем подобные появились в ряде российских городов, многие до сих пор выбирают Беларусь. Педагогического опыта здесь накоплено больше, а стоимость обучения более приемлемая. Хорошее впечатление аудитории колледжа произвели и на вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова, побывавшего здесь в сопровождении высокопоставленных чиновников, отвечающих за профессиональное обучение. Вот и в Петрозаводске намечают послать в Минск еще одну группу молодежи, на сей раз для обучения работе контролеров ОТК.

Особенно тесные дружеские связи установились у преподавателей и студентов белорусского колледжа с политехническим колледжем города Гусева Калининградской области. Недавно минчане с победой вернулись с проходившего там конкурса профессионального мастерства операторов станков с ПУ. В мае ждут гостей из Гусева на аналогичное состязание токарей. Регулярными стали спортивные встречи. И конечно, каждый приезд гостей сопровождается экскурсией по учебным мастерским и аудиториям, обменом опытом подготовки рабочих.

Если, подчеркивают в колледже, есть в этом деле чем похвалиться, то в немалой степени благодаря опоре на инновационные технологии обучения, разработанные в головной организации - Республиканском институте профессионального образования. В октябре 2011 года на саммите глав правительств государств СНГ РИПО был признан базовой организацией СНГ по развитию профессионального образования. Из своих ноу-хау здесь от коллег по Союзному государству не делают секретов.

Кстати

Одним из результатов деятельности Республиканского института профессионального образования являются 19 ресурсных центров, созданных по территориально-отраслевому принципу. Там ежегодно готовят сотни высококвалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, аграрного сектора и других отраслей экономики. Профессиональное образование в Беларуси выходит на качественно новый уровень, что делает его более привлекательным для выпускников школ и может служить реальной альтернативой высшему образованию при выборе профессиональной траектории.

Справка "СОЮЗа"

В Беларуси действуют около 220 колледжей, лицеев и ПТУ. Наиболее популярны у абитуриентов такие специальности, как банковское дело, общественное питание и торговля. Но в Могилевской области готовят и таких редких специалистов, как кузнец ручной ковки, в Гродненской учат на пасечника. 68 россиян получают специальность в учреждениях профессионально-технического обучения Гродненской области. Это примерно столько же, сколько в остальных регионах страны.