Дрожкин в "Штрафбате", капитан Карпухин в "Марше Турецкого", Кряжных в "Багровом цвете снегопада" (последней картине Владимира Мотыля) - мало кто из современных актеров способен с такой выразительностью и искренностью показывать на экране мужские силу и благородство, как это удается Александру Цуркану. В свое время его взял на свой курс в Щукинском училище Юрий Любимов, в 90-х Александр сыграл ведущие роли в спектаклях Театра на Таганке "Москва - Петушки", "Марат и маркиз де Сад", "Братья Карамазовы" и других.
А новый проект известного актера - Поэтический театр Александра Цуркана - выступил одним из организаторов только что прошедшего в Москве первого конкурса песен и стихов Владимира Высоцкого "Я, конечно, вернусь... на Таганку".
Конкурс завершился вашим сольным концертом, который стал одним из первых представлений Поэтического театра. И это очень напомнило спектакль прежней "Таганки": на сцене только артист с гитарой и при этом - потрясающий накал...
|
Видео: Сергей Куксин |
Пока вы делаете театр один. Ваш театр - это пока только вы?
Александр Цуркан: Театр для меня - это в первую очередь сгусток энергии, мыслей и идей, это люди, переполненные тем, что надо сказать, отдать, потратить на других, а уже потом - помещение, вешалка и так далее. Есть у нас театры, имеющие и две, и три сцены - а театра как такового на этих сценах нет. Я чувствую в себе достаточно сил, энергии, профессионального умения, чтобы отстаивать свою точку зрения на гражданственный поэтический театр. Сейчас я готовлю концертные программы, договариваюсь с муниципальным отделом образования и таганской управой о выступлениях в институтах, в школах, хочу, чтоб это услышала молодежь.
А что будет в репертуаре Поэтического театра Александра Цуркана?
Александр Цуркан: Начинать надо с чего-то объединяющего, для меня это Победа в Великой Отечественной войне, тема, способная "пробить" любого. Военные стихи Гудзенко, Слуцкого, Самойлова, Пастернака, Тарковского не могут русского человека не задевать, в них архетип нашего бытия, благородство, свобода. Второе - это Высоцкий, которого мало знают в стихах, у него есть и редко исполняемые замечательные песни. Я обязательно сделаю вечер памяти Леонида Филатова, "чтобы помнили", - для меня это не пустые слова, хочу, чтобы в России гордились людьми, которые недавно жили рядом. С саксофонистом Сергеем Летовым, моим партнером по таганскому спектаклю "Москва - Петушки" мы, надеюсь, будем делать программу по Венедикту Ерофееву. Я мечтаю поставить и настоящий спектакль по "Искусству комедии" Эдуардо де Филиппо - потрясающей, необыкновенно современной пьесе. Это должен быть спектакль в миниатюре с участием 3 - 4 актеров. Мне бы хотелось добиться "таганского" наполнения пространства музыкой, ритмами, человеческим обаянием и, самое главное, искренностью. К Высоцкому люди за этой искренностью и шли и недаром спрашивали его, не летал ли он, не сидел ли, не воевал ли...
В отличие от него, вы в Сибири, после окончания МАДИ, и летали, и строили, и руководили сотнями людей.
Александр Цуркан: И чего только там ни нагляделся! Тайга, Ангара, тысячи работяг-шабашников со всей страны, от Киева до Воркуты, они там жили, любили, пили, гуляли... Где в Москве это я мог увидеть? Я в 24 года стал замначальника эскадрильи под Красноярском, мы готовили посадочные полосы, в любую погоду принимали транспортные самолеты с геолого-разведочными партиями. В меня, как говорил Шарапов Жеглову, "и стреляли и ножи совали"...
Есть что вспомнить
Александр Цуркан: Именно после этого я попал на "Таганку", мне стала нужна сцена, чтобы выходить на нее и разговаривать с людьми. Приходите, смотрите, слушайте меня и моих друзей-музыкантов. Вам будет интересно, вы уйдете во вдохновении, в раздумье, а когда человек вдохновлен и раздумчив - он способен на поступки.