Новости

02.03.2012 16:31
Рубрика: Общество

Открылась выставка советской красоты

Текст: Светлана Брайловская (Казань)

В музее соцбыта Казани открылась выставка ко Дню 8 марта. Глядя на эти вещи, диву даешься, как дамам, рожденным в СССР, удавалось наводить красоту.

Иголка для ресниц

Бесспорно, главный герой выставки - это культовая ленинградская тушь для бровей и ресниц брусочком. Она пережила эпоху, и ее до сих пор можно встретить в продаже. Такая роскошь, как французская тушь "Золотая роза" и "Луи Филипп", была в дефиците. И даже если ее удавалось достать, это обходилось модницам в 5-7 рублей. В то время как ленинградская стоила 40 копеек и продавалась в любом магазине.

Процесс ее нанесения занимал не только много времени, но и был довольно опасным. Чтобы разделить слипшиеся реснички, приходилось брать в руки иголку. Причем делать это надо было быстро, пока тушь не высохла. Иначе приходилось все начинать заново. Зато таких длинных ресниц не давал ни один другой косметический продукт! А чтобы добиться эффекта бархатных ресниц, перед окрашиванием их припудривали. Правда, пользоваться этим брусочком можно было только в сухую погоду, иначе капля дождя или снежинка могли непоправимо испортить макияж, а потекшая тушь - разъесть глаза.

Если все же удавалось достать французский дефицит, тюбик после использования не выбрасывали, потом в него перекладывали раскрошенный брусок "ленинградской" и выдавали ее за фирменную "Золотую Розу".

Отечественные тени для век в Советском Союзе встречались исключительно двух цветов: голубые и зеленые. Они продавались в маленьких круглых упаковках с прозрачной крышечкой в виде цветка. И назывались без премудростей "Тени для век". Так как кисточек и спонжей к ним не полагалось, тени наносили на веки пальцами. Когда красоткам хотелось разнообразить цветовую гамму, в ход шли раскрошенные грифели цветных карандашей, мелки и пудра. Но вот только держались они недолго.

Ну и, конечно, какой же макияж без помады? Самым ходовым был красный цвет. Дамы в возрасте останавливались на морковном. Да и выбора особого все равно не было. Большой удачей считалось достать помаду, произведенную в Прибалтике. Ее закупали оптом для всей родни и друзей. Помаду использовали до единой капли. Остатки выковыривали спичкой или невидимкой, а потом размазывали пальцами. Об устойчивости и речи не было. Так что следы от помады на одежде в то время были обычным явлением. А в качестве блеска советские женщины использовали простой вазелин.

- Французскую косметику тоже можно было достать в СССР, но мы отказались от идеи представить ее на нашей выставке и решили обойтись тем, чем пользовалось большинство, - говорит основатель казанского Музея социалистического быта Рустем Валиахметов. - Это сейчас мы привыкли к шикарному оформлению, а тогда главным было содержание. К примеру, крем для лица выглядит как банка из-под крема для обуви, а тогда это было привычным делом.

Удивительно, что одна и та же тара (по-другому назвать баночки и тюбики язык не поворачивается) применялась для разных "марок". Для разнообразия советские шампуни назывались "Бодрость", "Света", "Селена", "Хвойный", но разливались в одни и те же пластмассовые бутылки, из которых потом находчивые дети делали "брызгалки".

Запах "Щита"

Главным ароматом Советского Союза и, если выражаться современным языком, ее брендом на протяжении многих десятилетий оставались духи "Красная Москва". На выставке они представлены в двух флаконах - самом ходовом по цене 1 рубль 32 копейки и "для состоятельных" - по 5 рублей 30 копеек.

- Есть версия, что в начале прошлого века этот аромат придумал Генрих Броккар для матери царя Николая II Марии Федоровны, - рассказывает Рустем Валиахметов. - Новый запах ей очень понравился, и духи получили название "Букет Императрицы". Так ли это было на самом деле, доподлинно не известно. Официальным же годом рождения "Красной Москвы" считается 1925-й. Некоторым запах новых духов напоминал "Шанель № 5", они, по удивительному совпадению, были созданы практически в то же время, что и "Красная Москва". Кстати, выставленные у нас духи до сих пор хранят свой аромат. Это лишний раз подчеркивает их высокое качество!

В то время как французский парфюм являлся роскошью, советская продукция была представлена широкой гаммой. Вспомнить хотя бы популярные "Ландыш серебристый" и духи "Наташа". Если "Красная Москва" считалась духами на выход, то "Ландыш серебристый" - на каждый день. Кстати, последние использовали и в оздоровительных целях. Считалось, если капельку духов нанести на виски, пройдет головная боль.

- Готовя эту выставку, я пришел к выводу, что советские парфюмеры старались сделать духи на каждое событие, - говорит создатель музея. - Вот, к примеру, флакон "Юбилейных". Сразу понятно, кому их можно было подарить. Или "Москва театральная"… Название говорит само за себя. Кстати, некоторые наименования вызывали недоумение. Взять хотя бы духи "За мир и дружбу" или "Щит". Встречались на советских прилавках и такие игривые названия, как "Очаровательная шалунья". Даже сейчас сложно себе представить, кто дал разрешение на такое наименование. Были созданы, как сейчас бы сказали, и корпоративные запахи, яркий тому пример духи "Рейс". Настоящим прорывом можно считать появление туалетной воды и духов "Тет-а-Тет", где главной приманкой для покупателей стала надпись "Москва-Париж".

Волосы на пиве

Настоящую ночную пытку устраивали себе женщины, которым хотелось иметь роскошные локоны. Мамы просили подрастающих дочек накручивать им бигуди. Тем же, у кого не было помощников, приходилось изворачиваться самим. Процесс завивки занимал от пятнадцати минут до часа, в зависимости от длины волос. Чтобы избавить себя от этой кропотливой работы, многие женщины делали химическую завивку, или, как ее тогда называли, "химию".

В 50-е годы в ходу были щипцы для завивки волос, которые нагревались на газу. Другой альтернативы до появления "плойки" (электрических щипцов) не было.

- К нам в музей принесли даже паяльник, который заботливый рукастый муж переделал под щипцы с помощью выточенной где-то на заводе насадки и обычной металлической расчески, - рассказывает Рустем Валиахметов. - Судя по тому, что изготовитель и его жена живы и здоровы до сих пор, щипцы из паяльника были сделаны на совесть.

Красили волосы в основном "Хной", "Гаммой" или "Басмой". Иногда удавалось разжиться "Лондаколором". Причем женщины покупали эту заграничную роскошь не только для себя, но и для своих мужей, которые по моде того времени красили усы. А отдельные прядки подкрашивали даже копиркой и "синькой".

Когда не удавалось купить лак для укладки "Прелесть", прическу закрепляли пивом. А в отсутствие фена волосы сушили при помощи газовой духовки. Обладательницы первых фенов и электробигудей, которые ускоряли завивку, по-настоящему были счастливы. Это была целая парикмахерская на дому. Сушить волосы помогал специальный капюшон, в который через гофрированный шланг подавался холодный или теплый воздух из небольшого агрегата.

Последние деньги за сапоги

Большинство женщин в Советском Союзе умели шить. Так как другого выхода выглядеть лучше всех просто не было. На то же время пришелся расцвет ателье, где нужно было выждать очередь, чтобы заказать платье выбранного фасона. Журналы мод были в страшном дефиците, подруги передавали их из рук в руки, чтобы снять выкройки. За неимением кальки рисунок копировали на газету. Кстати, такую выкройку тоже можно найти на выставке. В то же время давалось много советов, как перешить из старой вещи новую.

В музее на почетном месте выставлена красная кожаная куртка, сшитая из корочек для партбилетов. Их на нее ушел не один десяток. Если внимательно присмотреться, можно даже увидеть выбитую надпись "СССР".

У кого водились деньги, старались одеваться в фирменные вещи, сделанные в ГДР, Польше, Венгрии, Югославии и Финляндии. Их можно было достать по блату в магазинах либо купить у фарцовщиков за невероятную цену. Кстати, сцена преображения советской женщины, которая сбрасывает с себя "совдеповский" ширпотреб и одевается в импортные джинсы, джемпер и сапоги, как нельзя лучше представлена в фильме "Самая очаровательная и привлекательная", который был снят в 1985 году. Помните, как главная героиня Надя Клюева, которую сыграла Ирина Муравьева, отдает за одежду последние деньги?

Особой роскошью была дубленка. Когда в журнале хотели высмеять какую-нибудь модницу, ее обязательно рисовали ярко накрашенной и одетой в дубленку и джинсы.

А что говорить про обувь!.. Покупка итальянских сапог превращалась в праздник. Счастливая обладательница обзванивала всех своих подруг, чтобы сообщить им эту радостную новость. Те же сгорали от зависти.