Проект "Педагогическая поэма". Музей "Красная Пресня" в Большом Предтеченском переулке, 4. День открытых дверей - 6 марта с 14.00.
Обычно художники ищут зрителей. Создатели новой "Педагогической поэмы" рассчитывают увидеть в их рядах еще и соавторов, коллег. Если кто не помнит, автором знаменитой "Педагогической поэмы" был Антон Семенович Макаренко, который из беспризорников, сирот эпохи гражданской смуты ХХ века растил в детской коммуне новых сознательных граждан Страны Советов. Среди инициаторов нового проекта "Педагогическая поэма" - молодые художники Арсений Жиляев и Илья Будрайтис, музей "Красная Пресня" и арт-фонд "Виктория".
Жиляева и Будрайтиса, надо признать, вдохновил не столько опыт Макаренко по "перековке" человека, сколько опыт производственного искусства, ориентировавшегося на утилитарность и социальный заказ. В начале 1920-х эти идеи были влиятельны, и ими вдохновлялись не только Сергей Третьяков, отчасти Александр Родченко, но и Всеволод Мейерхольд с его идеями биомеханики. В любом случае шла речь об отказе от коммерческой, развлекательной функции искусства, о его соучастии в создании новой реальности. Эти идеи, еще недавно, казалось, списанные в архив истории искусств, сегодня, похоже, обретают второе дыхание. И потому, что подмена искусства коммерческим или рекламным "приколом" всех достала, и потому, что тема самосознания человека с достоинством, способного стать субъектом истории, перестала казаться смешной утопией.С другой стороны, новая "Педагогическая поэма", по крайней мере, как она была обрисована на пресс-конференции, выглядит продолжением просветительской народнической практики. По крайней мере, одной из важнейших ее частей должны стать бесплатные лекции крупнейших историков, в том числе зарубежных, мастер-классы кураторов, художников, теоретиков современного искусства. В частности, среди участников заявлены историки Михаэль Леви, Владлен Логинов, Андрей Олейников, Томаш Кенде, Джинни ван Хеесвик, Хито Штейерль... А также кураторы Екатерина Деготь, Давид Рифф, Алексей Пензин... Любопытно, что помимо художников (Вадим Захаров, Ольга Чернышева, Анатолий Осмоловский, Владимир Архипов...) в проекте обещают также участие Театра.Doc. В итоге получается такой проект, в котором встречаются наука и искусство, исследование и образование, история и современность, музей и актуальное искусство. Для музея "Красная Пресня", в котором, кстати, находится единственная в Европе звуковая диорама, проект интересен выходом в пространство современного, острого диалога со зрителями. Причем принципиально, что "Педагогическая поэма" не должна стать очередной радостью "для своих" по арт-тусовке. Она адресована всем, кто готов размышлять, обсуждать прошлое и настоящее, дискутировать о сохранении исторической памяти и ее "активации" в конкретном месте, участвовать в создании финального коллективного проекта. Каким он окажется: театральным спектаклем, инсталляцией, видеоработами или документацией акций - организаторы и сами не знают. Многое будет зависеть от людей, которые придут.
Сайт проекта, на котором обещают выкладывать записи мастер-классов и лекций: pedagogicalpoem.com.