Неожиданный факт: большинство российских граждан терпимо относятся к трудовым мигрантам и признают, что без иностранной рабочей силы невозможно развитие отечественной экономики. Иного мнения придерживаются лишь 39 процентов жителей. И почти половина опрошенных не желают, чтобы представители коренного населения занимались уборкой улиц, ремонтом дорог и другим неквалифицированным трудом. Таковы результаты исследования, проведенного экспертами Высшей школы экономики. Опросив около 25 тысяч человек в 49 регионах страны, они пришли к выводу, что российские люди постепенно перестают видеть в приезжих угрозу собственному благополучию.
До последнего времени дверь для мигрантов Россия держала лишь слегка приоткрытой. Но вскоре она будет распахнута настежь: правительство планирует отменить квоты на иностранных работников. Разработан проект новой Концепции миграционной политики. Из него следует, что "численность населения в трудоспособных возрастах уменьшится за период 2011-2025 гг. на 10,4 миллиона человек". Чтобы компенсировать эту естественную убыль, "масштабы приема постоянных мигрантов должны в течение рассматриваемого периода достигать в среднем 425 тысяч человек в год". А обеспечить такой прирост можно не иначе как ликвидацией квот на приезжих.
Без притока мигрантов численность российского населения к 2030 году может уменьшиться на 9 миллионов человек. Дело усугубляется неуклонным старением трудоспособных граждан. К 2030 году почти каждый пятый житель страны будет старше 65 лет.
Благодаря мигрантам с 1992 года Россия получила более 7,4 миллиона новых жителей, а естественная убыль в этот период составила не 13 миллионов человек, как должно было случиться, а вдвое меньше. При этом как не было, так и нет внятной миграционной политики. Долговременной, рассчитанной на постоянную миграцию поначалу казалась программа государственной поддержки соотечественников, желающих переселиться в Россию. Но прошло уже пять лет, как эта программа вступила в действие, а сообщения из регионов наводят тоску. Многие города имеют свободные площади для жилищной застройки, на предприятиях полно рабочих мест, но людского столпотворения у ворот "принимающей стороны" не наблюдается.
По экспертным оценкам, сегодня в России проживают 4-5 миллионов мигрантов. Из них легально работают 2 миллиона, остальные - в "тени". Объявить нелегальным мигрантам амнистию, то есть без тягостных процедур выдать им миграционные карты - с таким предложением выступал в свое время Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. По сути, то же самое предлагает теперь и правительство.
Безболезненных способов направить миграционные потоки в контролируемое русло не существует. Вопрос лишь в том, как соотносятся неизбежные издержки от подобных заплотов с приобретениями. В России первое до сих пор превалировало. Поэтому намерение властей превратить контингент трудовых мигрантов из ограниченного в неограниченный стоит приветствовать. Результативной борьбы с нелегальной миграцией все равно ведь не получается. Где нелегальная миграция, там нелегально все: нелегальный бизнес, нелегальный рынок труда. Если человек, преодолев чудовищные препоны, нелегально обосновался в стране, он будет держаться за нее зубами, даже если у него нет ни работы, ни жилья.
Впрочем, чрезмерная либерализация миграционной политики, как показали известные события во Франции, не приносит блага. После погромов в парижских предместьях страна ввела квоты на въезд иммигрантов. Автоматическое получение вида на жительство для нелегалов, проживших во Франции более 10 лет, подверглось упразднению, десятки тысяч из них были выдворены. Зато для одаренных художников, артистов и спортсменов, желающих въехать в страну, Франция ввела льготный режим под названием "Компетентность и таланты".
Отмена квот на иностранных работников вряд ли получит широкую общественную поддержку. Как показал опрос, проведенный "Левада-Центром", лишь 26 процентов респондентов спокойно относятся к возможной либерализации миграционной политики. Большинство граждан опасаются роста преступности, которую связывают с нашествием чужестранцев. Почти 70 процентов согласны поддержать въезд в страну русского и русскоязычного населения, ограничивая иммиграцию представителей других национальностей.
Откуда эти настроения - понятно. Риторика национал-патриотов и людская молва создают ложное впечатление, будто дорогие дома, земельные участки в России скупают только мигранты из Средней Азии или с Кавказа. Хотя с этим успешно справляются и приезжие из Тюменской области, других богатых регионов России. Но в их адрес никто не кричит: "Понаехали тут!" Свои бытовые и социальные трудности российский обыватель привычно объясняет нашествием "инородцев". Так ему проще. Но, как показало исследование, проведенное экспертами Высшей школы экономики, настроения постепенно меняются. Ксенофобия, свойственная преобладающей части российского общества, уже отчасти уравновешивается рациональными соображениями: мало кто из сторонников лозунга "Россия - для русских" согласен мыть посуду в кафе или освобождать тротуары от наледи.