На парламентских выборах в Иране, по предварительным данным, большинство мандатов достанется противникам действующего президента Махмуда Ахмадинежада. Однако внутренние разногласия никак не повлияют на внешнюю политику Тегерана и его жесткую антизападную позицию. Напротив, высокая явка избирателей свидетельствует о мощной поддержке режима со стороны населения.
"Приняв активное участие в голосовании, наш народ дал звонкую пощечину внешнему врагу", - заявил после подведения предварительных итогов выборов министр внутренних дел Ирана Мостафа Мохаммад Наджар. Действительно, у иранского режима есть повод для торжества - 2 марта на избирательные участки пришли более 64 процентов избирателей, хотя оппозиция из числа реформаторов призывала бойкотировать выборы. Многие наблюдатели не исключают, что будет побит рекорд избирательной активности населения 1996 г., когда в голосовании участвовали 75 процентов иранцев.
Окончательные итоги выборов будут объявлены не раньше понедельника. Однако уже ясно, что большинство мандатов получат консерваторы, находящиеся в оппозиции к президенту Ахмадинежаду. Среди победителей оказались "Объединенный фронт консерваторов" (ОФК), требующий более прагматичной экономической политики, и ультраконсервативный "Фронт продолжения исламской революции" (ФПИР), поддерживающий аятоллу Али Хаменеи. 15 марта состоится второй тур выборов.
Большинство реформаторских партий бойкотировали выборы, заявив о сомнениях в их прозрачности, и призвали так же поступить своих сторонников. Таким путем пошел крупнейший реформаторский блок "Фронт участия исламского Ирана". Дело в том, что более чем трети кандидатам от оппозиции власти запретили по формальным причинам участвовать в выборах. Впервые с 1997 года прошедшая в Иране избирательная кампания не была связана с традиционным противостоянием консерваторов и либералов. В итоге основная борьба развернулась между самими консерваторами - сторонниками главы государства Махмуда Ахмадинежада и духовного лидера аятоллы Али Хаменеи.
Скрытый конфликт в иранской правящей элите длится уже не один год, и его наиболее скандальные эпизоды периодически становятся известными. С 2009 года между Ахмадинежадом и Хаменеи не раз происходили открытые столкновения по поводу кадровых перестановок в правительстве. Выборы проходят на фоне резкого обострения отношений Ирана с Западом. На днях президент США Барак Обама заявил, что не блефует, когда говорит о неприемлемости наличия у Ирана ядерного оружия и готовности США к военным действиям. Многие европейские газеты пестрят заголовками о "закате эры Ахмадинежада". Однако поводов для радости у противников иранского режима мало. В том, что касается наиболее чувствительных для Запада вопросов о ядерной программе Ирана, то позиция Али Хаменеи отличается не меньшей жесткостью, чем линия президента. По большому счету противостояние между иранским президентом и духовным лидером Ирана остается внутренним спором правящей элиты. И чем бы ни закончилось противостояние Ахмадинежада и Хаменеи, внешнеполитический курс страны не изменится.