Архитектурные памятники Москвы меняют планы строительства метро

С тех пор, как правительство Москвы взялось ревностно защищать старинные особняки в центре, в городе сложилась совершенно новая ситуация.

Став неприкосновенными, исторические постройки сейчас из угнетаемых и разрушаемых превращаются в камень преткновения для новых проектов, причем не только коммерческих. На последнем заседании комиссия по вопросам градостроительства в историческом центре Москвы при Мосгорнаследии (ранее известная как "сносная" комиссия) отказала в сносе ряда зданий, в результате чего проблематичным стало строительство метро, экологического "панда-дома" и реконструкция детской музыкальной школы. Для строительства второго выхода из метро "Бауманская" необходимо снести квартал по улице Бакунинской, состоящей из тринадцати построек. Двенадцать из них комиссия признала не имеющими ценности и согласилась с их разборкой. Но одно (улица Бакунинская, вл. 12, строение 1) оказалось заявленным объектом культурного наследия, самая старая часть которого - главный дом городской усадьбы допожарного времени постройки (1806 года). Одним своим крылом здание попадает в строительный котлован.

- Перенести котлован невозможно - внизу подземные конструкции метрополитена, - пояснила главный инженер проекта Александра Подвойская. - Если пытаться сохранять здание, нужно полностью переделывать проект, что увеличит стоимость и сроки строительства. А строить надо начинать: эскалаторы на "Бауманской" работают с 1943 года, они полностью выработали свой ресурс. Ростехнадзор продлил разрешение на их эксплуатацию на год с условием начала строительства второго выхода. Иначе станцию просто закроют.

Комиссия согласилась со сносом новой части здания - 1930-1950-х годов постройки, что позволит продолжить проектирование второго выхода. А кусок здания 1900 года, на сносе которого настаивают строители, отправила на повторное рассмотрение.

Проблемным адресом оказался офис Всемирного фонда дикой природы (WWF) на Николоямской улице, 19, стр. 3. Дом с верхним бревенчатым этажом, построенный в 1870 году, перестал устраивать хозяев 10 лет назад. "Уже в 1999 году износ здания составлял 60%, - рассказал "РГ" исполнительный директор WWF Петр Горбуненко. - Балки прогибались под тяжестью снега, а в дождь с потолка капало". Экологи решили, раз уж делать ремонт, стоит превратить здание в образец "зеленого" офиса. В 2008 году фонд получил все согласования, но сносить здание комиссия не разрешила. Отказали в сносе и одному из трех ветхих корпусов детской музыкальной школы имени Танеева в Чистом переулке, и инвестиционному проекту на Остоженке, д. 12, стр. 3-3а.

- Принцип у комиссии простой: семь раз отмерь, один - отрежь. Ведь если мы "отрезаем", то навсегда, - рассказал "РГ" о принципе работы комиссии ее глава, руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский. - За последние 15 лет в городе было снесено столько зданий, сколько за все годы советской власти. Поэтому сейчас все, что осталось, ценно - речь не только о памятниках, но и об исторической среде. Каждый объект рассматриваем очень пристально.

кстати

Комиссия признала вновь выявленными памятниками пять зданий: доходный дом купца Быкова (2-я Брестская, д. 19/18, стр. 1), комплекс Центрального аэрогидродинамического института (ул. Радио, д. 17, кор. 6), пассаж К.С. Попова (Кузнецкий Мост, д. 12/3, стр. 1), Главный выставочный павильон ("Дом-самолет", 1-я Фрунзенская, д. 3а, стр. 1) и Расстрельный дом (ул. Никольская, д. 23, стр. 1, 2).