05.03.2012 17:40
    Поделиться

    Мошенники наживаются на дорожных работах в Тульской области

    В Туле завершено и передано в суд очередное уголовное дело о хищении денег, выделенных на ремонт дорог. На этот раз речь идет о сумме в 211 миллионов рублей.

    Обвинение в мошенничестве в крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ) предъявлено 59-летнему москвичу, создавшему три коммерческих организации - "Автодорстрой", "Балтийский тракт" и "Автострада". Каким образом столичному жителю удалось нажиться на тульских дорогах, предстоит разобраться суду. Но, исходя из уже завершенных судебных процессов и мнения специалистов, можно попытаться ответить на вопрос: как воруют деньги в ходе дорожных работ?

    От "Крыма" до "Дона"

    В переданном в суд деле четыре эпизода: ремонт участка магистрали М-2 "Крым" (стоимость 150 миллионов рублей), строительство Восточного обхода Тулы с мостом через Упу (204 миллиона), реконструкция автодороги Лопатково - Ефремов, соединяющей трассы "Крым" и "Дон" (273 миллиона), а также махинации с возмещением мнимых затрат на страхование строительно-монтажных работ.

     По мнению следователей, в этих случаях около 33 процентов сумм, выделенных на социально значимые дороги региона, не были использованы по назначению.

    - Заведомо не намереваясь соблюдать условия госконтрактов, этот бизнесмен руководил выполнением работ с использованием не предусмотренных проектом техники, технологии и материалов, с отступлениями от проектно-сметной документации и нормативов, - пояснила старший помощник облпрокурора Любовь Кузнецова. - В то же время исполнительные документы по объектам - акты выполненных работ и справки об их стоимости - предоставляли заказчикам для оплаты в соответствии с проектом и контрактом.

    Впрочем, это не первое уголовное дело в отношении бизнесмена и его фирм, да и вообще - не единственное о хищениях на ремонте дорог Тульской области. Зато, пожалуй, наиболее громкое - и по фигурирующей сумме, и по значимости магистралей.

    Дорожный "клондайк"

    Комментируя "РГ" тему злоупотреблений на ремонте и строительстве дорог, в правоохранительных органах подчеркнули: этот криминальный бизнес в последние годы сильно изменился. Раньше дорожники, как правило, действовали простым способом и, в сущности, легко выявляемым: сужали дороги или уменьшали толщину подушки из песка и щебня. При случае могли при строительстве ливневки вместо качественной трубы заложить купленный в ближайшем колхозе металлолом. Но совершенствование работы контролирующих служб заставляет мошенников находить более тонкие методы хищений.

    Сегодня, по словам следователей, самый распространенный вариант - использование более дешевых и не слишком качественных материалов. Причем пересортица наблюдается по всей палитре - песок, щебень, битум… В официальных же документах, естественно, указаны самые дорогие марки. Впрочем, даже в правоохранительных органах не скрывают: разница в цене идет не только в карман бизнесменов - из этих денег, в частности, оплачивают "решение вопросов с нужными чиновниками".

    Первый настораживающий признак, по словам оперативников, - это когда аукцион на строительство дороги каким-то образом выигрывает фирма из дальних регионов. Та же "Автострада" делала взлетно-посадочные полосы на аэродромах Новосибирска и Грозного (в настоящее время правоохранительные органы этих городов расследуют деятельность тульских дорожников). А дорогу к Новомосковскому кластеру - Тула - Новомосковск - возводили компании из Омска. И строительство 17 километров обошлось в 5,5 миллиарда рублей - в каждый километр "зарыли" по 323,5 миллиона. Помимо прочего заезжие строители не смогли оформить должным образом землю, и теперь в буквальном смысле непонятно, кому принадлежит этот участок дороги и кто должен за ним ухаживать.

    Распространенный вариант хищений - использование дешевых и не слишком качественных материалов

    Зачастую в схемах с иногородними дорожниками реальные работы выполняют местные подрядчики, а головная компания, как говорят следователи, "договаривается с нужными людьми". Ситуация с выявлением хищений бюджетных средств на дорогах осложняется еще и длительностью экспертизы. Так, оценку качества дороги Лопатково - Ефремов, заказанную в рамках уголовного дела, готовили почти три года.

    На вес и метраж

    Но, как рассказал "РГ" на условиях анонимности бывший глава муниципального образования, есть и более радикальные способы. При строительстве трассы значительную роль играет не только качество материалов, но и плотность, с которой их уложили. К примеру, толщина щебня, условно говоря, должна составлять 40 сантиметров при строго определенной консистенции. Чтобы добиться соответствия нормативам, рабочие насыпают полметра щебня и с помощью тяжелой техники утрамбовывают его до нужной кондиции. Причем все параметры - и толщина слоя, и даже число прогонов техники - оговорены технологией.

    Однако порой дорожники, по словам собеседника "РГ", позволяют себе отступления от нормативных документов. Ведь можно недосыпать того же щебня сантиметров пять, но прокатиться по нему меньшее количество раз, чем положено, - и подушка все равно окажется нужной толщины. Да, плотность будет ниже, но уловить разницу практически невозможно. Зато экономия на материалах, да и на бензине, получается весьма существенная.

    - Проконтролировать это практически нереально, - пояснил бывший чиновник. - Ведь каждый день не поставишь контролера. А если даже и так - где гарантия, что дорожники с ним не договорятся? А через некоторое время такая трасса начинает покрываться трещинами.

    "Свинорой" без разрешения

    В последние годы в сленге дорожных строителей появился новый термин - "свинорой". По словам оперативников, некоторые фирмы, принимая решение об участии в аукционе на укладку дороги, активно интересуются: есть ли в окрестностях месторождения камня или песка? Потом, заключив договор, оперативно получают разрешение на разработку этого карьера. И, уже при строительстве, например, вместо щебня определенной марки, который надо привозить, используют местный суглинок, смешанный с каменной крошкой. В конечном итоге из-за сезонных изменений температур материал теряет форму и ломает асфальтовое покрытие. Но это строителей уже не волнует - выгода решает все.

    Наглядный пример такого "свинороя" - в уголовном деле о возведении трех километров дороги Лопатково - Ефремов - Ерхово - автоподъезд к н. п. Первомайский все той же фирмой "Автострада" ("РГ" подробно писала об этом случае в статье "Пропесочили" в № 14 от 25 января). В контракте было прописано, что на строительство пойдет 56756,8 тонны песка, который будут возить из карьера за 106 километров от строящейся дороги. По версии следствия, дорожники не стали утруждать себя дальними перевозками, а начали разработку песка поблизости - в семи километрах от объекта. При этом даже не оформили разрешительную документацию на разработку месторождения. Но в финансовых документах на оплату выполненных работ указали, что возили сырье издалека. В результате федеральному и областному бюджетам был причинен материальный ущерб 11,9 миллиона рублей.

    Поделиться