05.03.2012 23:43
    Поделиться

    Росстат: в России 4,6 млн хозяйствующих субъектов

    Бизнесу выгодно оставаться мелким или средним

    В соответствии с Российским законодательством впервые за многие годы малый и средний бизнес наблюдался на выборочной основе. В рамках проводимого в прошлом году сплошного обследования появилась первая возможность получения наиболее полной информации об этом секторе экономики. Задача была - определить границы, параметры его деятельности, уточнить характеристики, которые Росстат делал на основе выборки, объем занятости в экономике, в ВВП. В определенной степени статус малого и среднего бизнеса является заявительным. Существуют свои критерии. Для юрлиц - это структура уставного капитала, где доля государства не должна превышать 25%.

    - И много было заявителей?

    - Перед нами в рамках сплошного обследования отчиталось более 2,9 млн индивидуальных предпринимателей (ИП) и почти 1,7 миллиона юрлиц. Около тысячи ИП и 11 тысяч юрлицам было отказано в этом статусе на основании фактически полученной информации. В основном это касалось структуры уставного капитала.

    Согласно переписи, в России 4,6 млн хозяйствующих субъектов. 650 тысяч юрлиц не найдено по зарегистрированному адресу. Малых предприятий, где численность работников не превышает сто человек, - 842 тысячи, а индивидуалов - 650 тысяч.

    - А при следующем обследовании, если вы получите то же предприятие, как вы к нему отнесетесь?

    - Там написано, что свой статус предприятие сохраняет до тех пор, пока в течение двух лет его какой-то параметр не превысит предельное значение. Если в течение двух лет, к примеру, объем выручки превышает предельные значения отнесения предприятия к категории малое и микро или среднее, то, соответственно, при устойчивом двухгодовалом превышении этого показателя предприятию присваивается следующий статус - оно становится крупным.

    - Какой солдат не мечтает стать генералом?

    - Как раз наоборот. Наши предприятия не мечтают укрупняться. В противном случае они не смогут рассчитывать на упрощенную систему налогообложения. Именно поэтому очень многие предприятия через какое-то время начинают делиться, чтобы подходить под ранее существующий статус, когда на предприятии среднего бизнеса не должно быть свыше 250 работающих.

    - С какими проблемами пришлось столкнуться Росстату при проведении обследования?

    - В определенной степени Росстат был вынужден страховаться при недостатке информации, мы были вынуждены обследовать предприятия, чтобы понять, к какому классу они относятся. Другая проблема - при регистрации интервьюерами не заявлялся адрес, по которому можно было с ними связаться.

    И очень часто по одному адресу регистрировалось несколько ИП. В законе не очень жестко прописано, что если происходят на предприятии какие-то изменения, необходимо сообщить о них в налоговый орган. Вот они этого и не делают. Ну а мы данные как раз получаем от налоговиков... В результате довольно-таки значительное количество объектов не найдено по адресу регистрации. Приходили возвраты по почте. И именно нашим специалистам пришлось искать их фактические адреса.

    - Вы с ними "цацкались", как с детьми ясельного возраста!

    - Мы были заинтересованы. Убеждали в том, насколько они дадут правдивую информацию о себе, настолько и будет в их отношении эффективна политика государства.

    - Это отразилось на качестве обследования?

    - В определенной степени можно предположить, что они лукавили. Потому что было порядочное количество нулевых отчетов. Но по косвенным параметрам мы знаем, сколько нулевых деклараций получают налоговики. У нас и у них процент оказался одинаковый.

    - Были ли нарушители отчета?

    - Были предприятия и ИП, которые отказались от предоставления отчета. Мы писали письма, предупреждали их об административной ответственности. Просили оказать влияние и прокуратуру. Использовали административный ресурс. Перед проведением обследования в адрес губернаторского корпуса было обращение от минэкономразвития с просьбой оказать нам содействие. В некоторых регионах были даже созданы межведомственные комиссии. Но не все губернаторы вовремя осознали, что этот информационный ресурс нужен в первую очередь им. Ведь малый бизнес работает на региональный рынок. Именно он во многом решает проблемы занятости, снимает вопрос безработицы.

    - Высоки ли штрафы за отказ от участия в обследовании?

    - Штраф небольшой - от 3 до 5 тысяч рублей. Да и его получить трудно: надо в двухнедельный срок собрать массу бумаг. В такие сжатые сроки никто не укладывается. В некоторых регионах пытались пристыдить нарушителей, вывешивали их имена на сайте. Оказалось, что около 9 тысяч - банкроты. Многие дорасплачиваются по сей день по каким-то платежам, и налоговой инспекцией были даны сведения о них как по уплатившим налог. Лучше бы эти предприниматели сдали нулевую налоговую декларацию. Однако не все так просто. Когда спрашиваешь, почему они официально не ликвидируются, слышишь в ответ: очень сложная процедура, да и остается надежда через пару лет продолжить бизнес. В результате Росстат получил много устаревшей информации. Но те, кто перед нами отчитался, признали себя принадлежащими к сектору малого и среднего бизнеса. Все остальные являются теневой сферой.

    - Как часто теперь будет обследоваться малый и средний бизнес?

    - По закону такие обследования мы должны проводить раз в пять лет. Будем ли мы проводить обследования именно такими статистическими методами, как сейчас, сказать сложно. Интересен опыт развитых стран, где налажено четкое и эффективное межведомственное взаимодействие и статистики имеют право получения объективных данных из любого административного ресурса. В этом случае мелкий бизнес пытаются оценить по косвенным параметрам, например, той же налоговой системы. У нас, как правило, экономические параметры по предприятиям из налоговой системы недоступны.

    - А вам не кажется, что, когда респонденты заполняли ваши анкеты, они рядом держали налоговую анкету?

    - Они этого и не скрывали. Более того, говорили, что, дескать, уже отчитались перед налоговыми органами, зачем еще? И мы признаем, что в определенной степени ответ их правильный. Налицо противостояние двух законов - закона о статистике, в котором написано, что мы имеем право получения любых административных данных, и Налогового кодекса, который утверждает обратное. Нужна еще и информация от других источников: фондов медицинского, пенсионного страхования.

    - Когда будут опубликованы результаты обследования?

    - К концу года. Вся информация будет размещена на сайте Росстата. В конце декабря прошлого года мы разместили предварительные итоги, в ближайшие дни дадим подробную информацию по регионам и где-то в конце июня - начале июля разместим окончательные итоги.

    - Есть ли аналогичные исследования на Западе?

    - На Западе все более законопослушны. ИП наемным трудом практически не пользуются, ну максимум работают члены семьи. По российскому законодательству ограничений не установлено. У нас же на предприятии может числиться один директор и один бухгалтер. По аутсорсингу набирают в аренду рабочую силу. Но она за директором не числится, и фонды не числятся, законодательство это позволяет. Получается странная ситуация: выпуск продукции есть, а работников - нет. В совокупности где-то миллион предпринимателей сдали нулевые отчеты и признались нам, что хозяйственной деятельности не осуществляли. Из них 400 тысяч заявили, что являются наемными работниками. Наверное, законодательство такое позволяет. Всем хочется так или иначе уйти от налогов. Да что далеко ходить, в стране есть крупный холдинг, зарабатывающий на добыче нефти, у которого все на аутсорсинге. Они взяли себе фонды нефтяных добыч и берут в аренду рабочую силу. Смотришь в отчет и глазам не веришь: нефть в регионе добывают всего лишь два человека. Местные барышни, которые сидят за компьютерами.

    Поделиться