Неожиданная юридическая коллизия возникла с ветеранами событий на таджикско-афганской границе.
Люди, прошедшие одну из самых горячих точек конца прошлого века, теперь вынуждены доказывать, что воевали. Никто не спорит, место было горячее. Но для получения заветных ветеранских льгот каждый конкретный служивый должен принести справку с места боев, что над его головой свистели пули. Иначе - не ветеран.
Проблема в том, что пули справок не выдавали. Они либо убивали, либо ранили, либо пролетали мимо. Тем, в кого пули не попали, как теперь выясняется, страшно не повезло - формально они не герои.
Напомним, в 90-х годах прошлого века в бывшей советской республике разгорелась гражданская война. Масла в ее огонь добавили боевики-террористы, разбившие свои лагеря в Афганистане. Фактически таджикско-афганская граница в то время превратилась в непрерывную линию фронта. Воевать на ней приходилось не только российским пограничникам, но и воинам 201-й дивизии, летчикам, десантникам, бойцам спецподразделений. В те годы никто не сомневался, что Родина, как говорится, не забудет своих героев. Однако так вышло, что события в Таджикистане оказались в тени чеченской войны. Про них как-то забыли. Поэтому статуса участника боевых действий людям, служившим в горячей республике, пришлось ждать около 15 лет.
И вот наконец-то в законе о ветеранах появилась заветная строчка про Таджикистан. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Новый год ветераны южной границы встречали с радостью. Однако когда вчерашние бойцы начали обращаться за удостоверениями, иллюзии развеялись: удостоверения смогли получить лишь избранные счастливчики. Соответствующие органы стали в массовом порядке штамповать отказы: не участник, не воевал, до свидания. Как пояснил "РГ" майор запаса Андрей Гусев, служивший в российских погранвойсках в Таджикистане, все дело в особой формулировке закона. Там сказано про боевые действия. А в личных делах служивых стоят совсем другие записи.
- Фраза про боевые действия нигде не фиксировалась, так как кадровые органы не имели на это права согласно действующему в то время законодательству, - пояснил майор Гусев.
Иными словами, дело не в том, что люди не воевали и не рисковали. Просто в те годы законом это называлось иначе. Поэтому кадровики ставили людям в личные дела пометки про службу в условиях вооруженного конфликта. На взгляд обывателя, никакой разницы, все одно - война. Однако у юристов свои подходы. Поэтому они требуют, чтобы кандидаты в ветераны приносили документы, предусмотренные инструкциями от 2000, 2008 и 2009 годов. Беда в том, что в прошлом веке подобные справки не делали. Никому не дано знать завтрашний день, даже кадровикам. Везет тем, кто был ранен или награжден, - и то, как говорят осведомленные лица, не всем.
По словам Андрея Гусева, налицо противоречие между старыми законами, постановлениями и принятыми законами, подзаконными актами. Массовые отказы могут перерасти в бум судебных разбирательств. Хотя в принципе, по мнению правоведов, проблему можно урегулировать и на ведомственном уровне, не доводя дело до судебных баталий.