05.03.2012 23:41
    Поделиться

    Доля женщин-руководителей в малом предпринимательстве - 50%

    Последние годы число российских женщин, занятых в бизнесе, динамично меняется. Анализ существующей статистики показывает, что карьерные возможности женщин в бизнесе не столь велики, как хотелось бы. В крупном отечественном бизнесе среди руководителей высокого уровня сегодня женщин не более 7%. Иная картина в малом бизнесе. Здесь при общей занятости на малых предприятиях 20-25% трудоспособного населения страны, доля женщин - собственников и руководителей предприятий - составляет около 50%. А в среднем бизнесе уже только 22%.

    В поиске экономической стабильности многие из женщин сделали свой выбор в пользу карьеры или работы в государственных учреждениях. К тому же в последние годы мы переживали и периоды политической нестабильности, и экономические кризисы, а ситуация нестабильности настораживает женщин, заставляет осторожничать, поскольку мы всегда ощущаем ответственность за будущее детей, стремимся создать какой-то запас прочности. Ситуация с текущей структурой экономики в России (я имею в виду портфель отраслевых секторов) также не способствует доминированию женщин в среде предпринимателей. Эволюция женского предпринимательства во многом зависит от экономического уровня развития государства и зрелости гражданского общества. Конкурируя за будущее, сегодня успешным российским предпринимательницам и только начинающим свое дело представительницам поколения next нельзя забывать, что весь мир - это огромный рынок и не стоит ориентироваться только на внутренние тренды его развития. Мир состоит из перемен! Нужно думать глобально и делать глобально!

    Социальный потенциал наших женщин используется очень мало, у нас в стране мало женских организаций, они разобщены и не всегда видят все свои перспективы

    Нередко говорят, что представительницы слабого пола в бизнесе встречаются со специфическими "женскими" проблемами, но мне кажется, что все они надуманны. Безусловно, мужчины имеют успешный исторический опыт, защищенный генетическим кодом, деловых и военных побед. Они более активны физически и более агрессивны в сделках, всегда нацелены на победу и успех. И сейчас, когда кажется, что многие ниши для развития женского предпринимательства уже заняты, мир дает новый шанс и вызов - глобальный переход к новому технологическому укладу, когда природная изобретательность и гибкость, присущая женщинам, дает абсолютную возможность находить новые сферы применения своим силам, знаниям. Нанотехнологии, биомедицина, биоинформатика, мультимедийные IT-технологии, эко- и энергосбережение, все, что является основой формирования национальных инновационных систем, жестко меняет список перспективных для развития секторов экономики. Здесь требуется новое серьезное образование в тех областях знаний, в которых раньше лидировали мужчины. Математика, физика, кибернетика, информатика и еще многое, что связано с сингулярностью, будущностью. Казалось бы, что тренды развития мирового потребительского рынка сейчас не в пользу женщин? 2:0 в пользу мужчин? Нет, российские женщины уже демонстрируют свои успехи в этих сферах, являются руководителями компаний в IT-секторе, фармацевтике, биомедицине. У них есть возможность расширять свои профессиональные компетенции, совершенствовать образование, знакомиться с опытом лучших мировых практик в этих новых развивающихся сегментах экономики, а не только открыть ресторан или салон красоты в каком-нибудь тихом курортном местечке за рубежом. Молодые предпринимательницы осваивают азы получения грантов под свои идеи и инновации. Приведу в пример одну компанию, которой руководит совсем молодая женщина. Недавно она получила иностранный грант на разработку современных средств индивидуальной защиты при пожарах и теперь мощно развивается. А до этого она несколько лет не могла заинтересовать своими разработками российских инвесторов.

    Безусловно, в ХХI веке социальную сферу ожидает научно-технологическая революция. Здравоохранение, образование, воспитание, уход, забота всегда будут оставаться сферой женского влияния даже при условии роботизации труда. Здесь всегда будут востребованы сострадание, тонкость, внимание к людям, готовность помочь. Я уверена, что как раз в этой сфере у женского предпринимательства возникают перспективные точки роста, возможность впервые не догонять, а доминировать в бизнесе, создавая новую среду обитания. Концепция экономического развития нашей страны до 2020 года предполагает мощное развитие социального сектора, модернизацию здравоохранения и образования. Открываются невероятные новые возможности, например, применения робототехники. Но все равно так называемая контактная часть всей этой работы потребует женской заботы, старательности и доброты. Именно тут возникают возможности для создания новых "умных" рабочих мест в медицине, дошкольном воспитании, образовании, уходе за больными и людьми пожилого возраста, с ограниченными физическими возможностями на базе роботизированых технологий - причем производительность труда вырастает в 3-4 раза, а оплата труда в таком формате будет в 2-3 раза выше, чем сейчас. Человечество дозрело до желания пожить подольше, поэтому все это будет очень востребовано в ближайшие годы.

    Согласно данным последних прогнозов развития рынка мобильных и цифровых девайсов в 2014 году емкость рынка составит 400 млн цифровых девайсов, в том числе и для медицины, -- а это значит, нужно готовить современные образовательные программы, а для их освоения специалистов, которые будут учить обращаться с ними. Это огромнейшие возможности для женщин занять новые ниши в бизнесе, создавать новые предприятия, новые рабочие места, центры по социальному обслуживанию населения, использующие современные технологии другой, новой медицины . Это задача гражданского общества, наших социально ориентированных некоммерческих организаций, профессиональных медицинских ассоциаций и других общественных объединений шире продвигать новые технологические идеи в жизнь, формировать совместно с органами исполнительной власти на местах актуальные дорожные карты для развития успешного и эффективного бизнеса в регионах.

    Я уверена, что социальный потенциал наших женщин используется очень мало, у нас в стране мало женских организаций, они разобщены и не всегда видят все свои перспективы. Причем я не считаю, что на это повлияет принятие каких-то решений правительства или что нам нужны какие-то привилегии и преференции в бизнесе. Да, мы слегка "засиделись" на старте, но многое зависит от нас самих - мы должны создавать современные правовые возможности развития предпринимательства, в том числе для своих сыновей и дочерей - поколения NEXT, объединив усилия всех, активнее участвовать в формировании современного культурного кода для предпринимателей без учета их гендерности. В бизнесе, как в семье, бывает любовь, а бывают разводы. Пусть в России будет больше крепких семей и успешных бизнесов!

    Поделиться