Эксперты: С развитием Севморпути на портах ДФО можно ставить крест

Чем ближе время лососевой путины, тем активнее добытчики, переработчики и портовики Приморского края, откуда традиционно отправляют красную рыбу в центральные регионы страны, обсуждают перспективы развития Северного морского пути (СМП).

Маршрут, казалось, прочно забытый в последние десятилетия, снова заработал в прошлом году. Первые 17 тысяч тонн рыбы прошли через Северный ледовитый океан от Камчатского полуострова в Санкт-Петербург. Таким образом, расстояние, по которому традиционно переправляют большие объемы лосося - по железной дороге через всю страну, сократилось в несколько раз. Корабли ни на день не выбились из графика.

Существенный минус в том, что доставка через Северный Ледовитый океан - удовольствие дорогое. Тариф на перевозку рыбы составляет более тысячи рублей за тонну, в то время как стоимость доставки такого же весового количества нефти оценивается менее, чем в 500 рублей, а леса - в 120. Связано это исключительно с тем, что, по специальной тарифной классификации, рыба, не "плававшая" ранее по арктическими морям, входит в категорию "прочее" и, следовательно, более затратное в смысле транспортировки. Однако руководство отрасли, воодушевленное прошлогодним успехом, по¬обещало решить вопрос. В таком случае объемы перевозимой рыбы могут существенно возрасти. Цифры называют самые разные - от 45 до 100 тысяч тонн.

Эксперты опасаются, если будет развиваться вывоз продукции с Камчатки Севморпутем, на некоторых приморских портах можно ставить крест

Первыми потенциальную угрозу, исходящую из Арктики, увидели портовики.

- Эта информация очень беспокоит, - признается директор одного из владивостокских портов Людмила Талабаева. - Если государство будет развивать и дотировать вывоз продукции с Камчатки по СМП, то на приморских портах, специализирующихся на перевалке рыбных грузов, можно смело ставить крест.

В противовес добытчики просят вспомнить о последних путинах, признанных рекордными, когда порты едва справлялись с доставленными к ним объемами рыбы, а на железной дороге то и дело возникала нехватка подвижного состава. Да и сами портовики и перевозчики, по мнению промысловиков, ведут себя отнюдь не образцово. Одни частенько практикуют прогрессирующий тариф на хранение рыбы (каждый последующий месяц стоит дороже предыдущего), другие в период путины в два раза поднимают стоимость перевозок.

О проблемах на железной дороге предлагает вспомнить и заместитель председателя ассоциации рыбопромышленников Приморского края Александр Васьков, чье мнение отличается от опасений портовиков.

- Некоторые боятся, что в наши порты перестанет "заходить" рыба, - говорит он. - Но я считаю, что это преувеличение. Что такое Северный морской путь? Это только три летних месяца, только лосось и только с восточной Камчатки. Плюс высокий тариф. Ну, отправят десять тысяч тонн в Санкт-Петербург, как это произошло в 2011 году. Что они решают в миллионном грузообороте?

Он считает, что стоит подумать о возможности доставки грузов несколькими видами транспорта, так называемых интермодальных перевозках.

- Необходимо заняться модернизацией инфраструктуры портов, припортовых железнодорожных узлов - ведь все, что у нас там построено, - это середина прошлого века. Тогда наши порты перестанут считать путину основным из источников заработка, а рыбаки смогут выбирать способ доставки, - уверен Васьков.

Прямая речь

Алексей Цымбал, начальник управления рыбного хозяйства администрации Приморского края

- Северный морской путь создаст здоровую конкуренцию на рынке перевозок. Предположим, через СМП в центр России этим летом уйдет 100 тысяч тонн, хотя сделать это будет очень сложно из-за отсутствия необходимого количества кораблей, способных перевезти большие объемы рыбы. Но напомню, что в прошлом году у нас было добыто более 480 тысяч тонн лосося, и путина-2012 вряд ли будет намного менее продуктивной. Значит, порты без работы не останутся.