Эксперт: Средний класс должен расстаться с определением "средний"

Первое, с чем должен расстаться средний класс, когда у него закончится процесс самоидентификации, - с определением "средний". Это слово из прошлой жизни - оттуда, где были эксплуататоры, эксплуатируемые и прослойка между ними. А сейчас, когда мы переходим к экономике информационно-сетевого типа, этот класс, имеющий доступ к информации, стремится стать правящим. Правда, пока у новой модели экономики нет своих инструментов, отличающихся от вариантов предыдущего периода, а для становления нового класса необходимы новые бизнес-процессы.

Так, в Екатеринбурге сотни тысяч жителей имеют мобильные средства связи, позволяющие узнавать и сверять новости из любой точки планеты. Сегодня люди могут моментально организовать денежный фонд для любых совместных целей одними только телефонными переводами или собрать на флэшмоб сотни человек - ни одно правительство не поспевает за такими мобильными гражданами. Проблемы, которые власти не могут регулировать обычными методами, люди способны решать самостоятельно. Важно, чтобы эти процессы шли в конструктивном русле.

Самоорганизующиеся сообщества по обмену информацией известны всем - это "Твиттер", "Фейсбук", другие блоговые и социальные сети. Ими может воспользоваться кто угодно. Есть более закрытые сообщества, объединяющие людей по какому-либо принципу: клубы любителей спортивных машин, кошек, истории... Их участники приносят друг другу пользу, хотя, как правило, не стремятся создавать производства и рабочие места.

А есть сообщества содействия. В них обычно выстроена четкая идеология и система ценностей, и очень важно, что они могут ставить экономические цели: создание новых бизнесов, внедрение инноваций, благоустройство городского пространства или любые другие практические задачи. Эти сообщества сложноорганизованные, роли их участников куда разнообразнее, чем обычные поставщики и потребители информации, а в основе самой системы лежит доверие к конкретным личностям. Членство в таких сообществах должно быть платным. Не только для формирования собственных ресурсов, но и для эффективной поддержки их деятельности: чтобы обмениваться информацией с помощью современных технологий, необходим собственный портал, модераторы, которые будут его обслуживать, а также специалисты, готовые в любой момент помочь в налаживании коммуникации, поскольку мы, россияне, достаточно разобщенная нация, и в этом нам нужна дополнительная помощь.

Четко определить, какого размера должно быть объединение для наиболее эффективной работы, сложно. Каждый случай и каждая цель индивидуальны. На жизнь крупного города с населением более миллиона человек серьезное влияние может оказать группа численностью порядка тысячи членов - людей с собственным заработком, заинтересованных, активных, мобильных, мгновенно обменивающихся информацией. Действенность такой группы будет на два порядка выше, чем "в среднем по больнице", и сопоставима с влиянием нескольких сотен тысяч жителей, не имеющих активных интересов.