В минувшую пятницу, 2 марта, накануне Национального праздника Болгарии в Государственном историческом музее открылась выставка под названием "Балканский триумф", посвященная освободительной борьбе славянских народов 1877-1878 годов. Каталог предваряет эпиграф из Ивана Вазова: "По всей Болгарии сейчас/ Одно лишь слово есть у нас, /И стон один, и клич - Россия". В результате Российско-турецкой войны Болгария обрела независимость от Османской империи - и эта память жива поныне, несмотря на политические зигзаги наших отношений в новейшее время. Спустя полтысячелетия чужеземного ига Болгария вновь стала независимым государством - в значительной степени благодаря политической и военной мощи Российской империи. Именно в этой войне последней трети ХIХ столетия сложились те поистине братские отношения между двумя народами, которые во многом определяют культурный код славянского мира.
Победа русских солдат и болгарских повстанцев запечатлена в многочисленных газетных и журнальных отчетах, свидетельствах очевидцев, первых фотографических картинах и куда как более частых в ту пору гравюрах и рисунках, выполненных разными полиграфическими способами. Для зрителей-неспециалистов все же важнее не отличие литографии от ксилографии, но сама возможность увидеть замечательные портреты Александра II и его прославленных генералов, чьими именами по сей день названы улицы в разных городах Болгарии. Важно увидеть повседневный быт войны, как, например, на гравюре "Полевая почта", когда фронтовой почтальон разбирает сваленные на пол конверты, спеша отдать их адресатам, а рядом за конторкой офицер, размахивая пером, как саблей, сочиняет письмо домой. Художники-репортеры находились на фронтах сражений рядом с пишущими журналистами, стараясь фиксировать все происходящее с мельчайшими подробностями, одновременно не только бытописуя, но и творя, увлекаясь созданием образов героических событий. Чего стоит, например, "Чудесный обед генерала Скобелева под неприятельским огнем", когда прославленный военачальник трапезничает под залпами вражеских пушек! Сколько удали и отваги, сколько юмора и самоиронии! Такую гравюру не заменит ни одна фотография. И тем не менее в самом рисунке виден глаз очевидца, а не только талантливого фантазера.
Но у самой этой экспозиции - своя история, которая по-своему не менее важна и интересна, нежели экспонаты, на ней представленные. Хотя афиша и пригласительный билет украшены названиями известных институций - Министерства культуры России и ГИМа, - нет никакого секрета в том, что гравюры, составляющие этот эпический рассказ о "страницах героической истории "Русско-турецкой войны 1877-1878 годов", предоставлены Александром Алексеевичем Авдеевым из его личной коллекции. Нынешний министр культуры России начал собирать гравюры об этом легендарном периоде российской истории в самом начале 90-х годов прошлого века, незадолго до того, как его отправили Чрезвычайным и Полномочным Послом в Болгарию, где он расширил и умножил свое собрание. Я и познакомился по-настоящему с Александром Алексеевичем именно в ту пору, в Софии, - и меня поразила не столько его коллекционерская страсть, сколько свободное владение военной историей и историей искусств одновременно. Мне казалось, что именно страницы российско-болгарских отношений составляют главный предмет его профессиональных и художественных интересов. Когда мы готовили вместе первые после распада СССР Дни российской культуры в Болгарии и Дни болгарской культуры в России, то я, много лет, с конца 60-х годов прошлого столетия, занимающийся болгарским искусством, был поражен тем, как он владеет и этим предметом. Только позже я понял, что это умение погружаться в культуру и историю страны пребывания - подлинный дар истинного дипломата, который способен убедить своих партнеров, что важнее их забот и проблем, равно как и их достижений, для него нет ничего важнее в жизни.
Только позже я узнал, что собирательство гравюр для Александра Авдеева - это некая территория души, которую он готов лишь приоткрывать время от времени на публичных выставках. Он начал собирать гравюры еще в 1977 году, во время своей первой командировки в Париж, - живопись и даже рисунки были не по карману молодому советскому дипломату. Много лет работая во Франции, он отыскивал на развалах и "блошиных рынках" то, что не слишком ценили французские коллекционеры, - работы нидерландских рисовальщиков и граверов. Они и сейчас во Франции стоят сравнительно недорого. Может быть, в этой страсти к гравюрам сказалось его "газетное" происхождение. Его папа был многолетним и уважаемым сотрудником "Известий" - а полиграфическое творчество обладает особой притягательностью. Но все же, как мне представляется, дело здесь все же в ином.
Для А. Авдеева собирательство - это некий способ свободного постижения мира, открытия его потаенных тайн, жизненной авантюры, которой лишено ограниченное множеством запретов существование добросовестного чиновника, министра и посла. Если хотите, своего рода пространство внутренней независимости. И поэтому выставка в ГИМе дорога еще и как важный жест свободного человека.
Если вам посчастливилось увидеть, как Михаил Сеславинский, человек редкого таланта, не растративший, но даже умноживший его на посту руководителя Роспечати, с безупречным юмором вел аукцион, где продавали редкие книги из его коллекции в пользу Российского детского фонда, то вы поймете, в чем смысл этих заметок. О победах российского оружия, о независимости Болгарии и о моих друзьях , которые украшают нашу жизнь..