Даже неспециалисту ясно: самое главное в метро - безопасность. А для того, чтобы ее обеспечить, все конструкции должны быть очень надежными. В их числе - тюбинги. Это кольца огромного диаметра, охватывающие станции и туннели внутри. Прочные тюбинги для московского метро выпускают на могилевском заводе "Строммашина".
Эти конструкции для московской подземки в Могилеве по контракту делали еще лет 5-6 назад. Они установлены на станциях "Марьина Роща" и "Достоевская". Но в 2007 году контракт пришлось прервать. По словам заместителя генерального директора "Строммашины" Виталия Березовского, у предприятия появился срочный государственный заказ - надо было изготовить 10 тысяч тонн тюбингов для крепления шахтных стволов Березовского рудника ОАО "Беларуськалий". Мощностей завода тогда не хватило, чтобы одновременно выполнять два заказа. И от сотрудничества с россиянами пришлось временно отказаться.
Как рассказал Березовский, машиностроителям стоило больших трудов вернуться на покинутый временно рынок. Понадобилось полгода переговоров. Тем более ниша давно занята промышленниками России и Украины. И конкуренция была жесткая. Тем не менее могилевские машиностроители доказали свое превосходство делом - тюбинги "Строммашины" оказались наиболее качественными. Их можно на месте собирать быстрее, чем те, которые выпускаются на других заводах. А это влияет на скорость строительных работ.
Поставки тюбингов в Москву уже начались. Всего до конца 2012-го предприятие отгрузит своим партнерам 4,5 тысячи тонн продукции. Она будет использована при строительстве станций "Фонвизинская", "Окружная", "Лихоборы", "Селигерская". В общей сложности с помощью могилевских тюбингов укрепят около трехсот метров подземных коммуникаций.
Нынешний контракт истекает в конце года. Но у руководства могилевского завода есть предварительная договоренность с российскими партнерами, что аналогичное соглашение будет заключено и на 2013-й.
И в целом Россия для "Строммашины" - самый важный партнер. Около 85 процентов экспорта могилевских машиностроителей ориентировано на рынок Российской Федерации. Могилевчане помогают своим партнерам строить не только под землей. Поставляют автоматизированные технологические линии для российских заводов по выпуску стройматериалов, башенные краны на новостройки. На оборудовании, поставляемом из Могилева, россияне изготавливают железобетонные шпалы. Подобных примеров реального сотрудничества у партнеров немало.
85 процентов экспорта могилевских машиностроителей ориентировано на рынок Российской Федерации.