10.03.2012 12:59
    Поделиться

    Тимофей Борисов: Надо ли освободить девушек, оскорбивших чувства верующих

    Надо ли освободить девушек, оскорбивших чувства верующих

    Девушки из группы с неприличным названием "Pussy Riot" арестованы. Это значит, что до конца марта они на свободу не выйдут. Справедливо это или нет?

    Уверен - справедливо.

    Когда я увидел их фото в храме в масках и шутовских нарядах, то ужаснулся. Безобразие! Думаю, у любого христианина возникли такие же чувства. Теперь адвокаты девушек кощунственно называют эту выходку панк-молебном.

    Может оно и так. Допускаю, что они искренне молились. Ну, как умели. Но зачем они в православный храм-то пришли? Шли бы в дурдом. Известно же, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Тем, кто по выходным молится рядом со мной в Донском храме в Перловке и в страшном сне не придет в голову идея пойти на молебен в панк-клуб.

    Лукавят адвокаты девчонок. Не за молитвой они пришли в церковь. Цель их была другой, ну давайте будем честными. Это - провокация, да еще и сопряженная с оскорблением своих же русских соплеменников. На языке верующих это называется проявлением сатанизма, бесовщиной.

    Но задам еще раз примерно тот же вопрос, что и в начале. Девушки арестованы. Это значит, что до конца марта они на свободу не выйдут. Хорошо это или плохо?

    Не хорошо.

    Известен случай, когда суд над соседом прославленного русского святого Иоанна Кронштадского закончился полным конфузом. Тот постоянно глумился над ним и досаждал ему в быту, пользуясь своим соседством. На суде против обвиняемого выступили десятки свидетелей, которые подтвердили вину соседа отца Иоанна.

    И вот настал день, когда в зал заседаний явился сам старец. Он заявил, что все это ложь и его сосед не виноват, хотя вина того была очевидна.

    Свидетели и почитатели Иоанна даже обиделись на него. "Это что же получается, что мы лжем?" - возмутились они. А старец отрезал: "Я говорю по праву священства". И покинул зал. Соседа оправдали, но с тех пор он перестал совершать свои гадкие поступки.

    Менее известен другой случай, но не менее показателен. После войны в Псково-Печерском монастыре настоятелем очень долго служил отец Алипий. Он отличался крутым нравом. Несколько раз отстоял свой монастырь от закрытия хрущевскими властями, заявив советским чиновникам, что у него братия более чем наполовину - фронтовики, и они будут держать оборону насмерть. А когда закончатся боеприпасы, то пойдут в штыковую.

    Еще один штрих к портрету отца Алипия, чтобы понять, насколько он был резок и крут. Ему единственному удалось послать тогдашнего могущественного министра культуры СССР Екатерину Фурцеву на три веселых буквы. Когда та во время посещения его обители вздумала оскорблять его и его монахов, он прямо так ей и сказал, употребив именно это слово. Та с визгом бросилась из храма.

    Но вот однажды посреди ночи отца Алипия разбудил громким шум. Прибежавший испуганный послушник рассказал, что это толпа пьяных выпускников псковского военного училища, после экзамена. Они взяли бревно и штурмуют ворота монастыря, требуя монашек.

    Отец Алипий взял с вешалки парадный весь в орденах и медалях китель, поскольку сам артиллеристом дошел до Берлина. Надел его и пошел открывать ворота. Когда разгоряченные молодые лейтенанты вломились внутрь, то опешили. А отец Алипий ни одного грубого слова им не сказал, а полночи водил их пристыженных по самым святым закоулкам монастыря, а потом до утра пил с ними чай, рассказывал про войну. А на прощание каждому будущему защитнику Отечества дал денег на дальнейшее празднование такого хорошего повода, как окончание военного училища.

    Мы - в миру, конечно, далеко не святые. И поступать, как они, простому человеку сложно.

    На днях я оказался в компании с действующим чемпионом мира по боксу Денисом Лебедевым. Помимо чисто спортивных тем, он вдруг задал мне вопрос: Как можно простить раскаявшегося убийцу?

    Было видно, что известного спортсмена, с которого хотят брать пример миллионы российских мальчишек, действительно беспокоит это вопрос.

    То, что совершили девушки в храме, отличается от убийства. Но даже эту, по большому счету, глупость для многих прихожан простить сложно. И вряд ли их кто-то за это осудит, ведь хулиганки действительно получили по закону и по справедливости.

    Однако у известного русского философа Владимира Соловьева есть примечательное высказывание, что справедливость - есть низшая ступень нравственности.

    То есть справедливость нравственна. В этом нет сомнений. Но она находится на самом низовом уровне. А что же выше? Это знает каждый православный. Желание помочь ближнему, прощение и сопряженная с прощением любовь.

    Отец Алипий обматерив Фурцеву и пожалев молодых лейтенантов поступил в каждом случае по любви. А кодекс любви очень часто отличается от уголовного.

    Девушки в масках как раз и рассчитывали на то, чтобы вызвать в сердцах верующих ответную агрессию, справедливую и заслуженную. Но - противоположные любви чувства. Они проверяли нас на вшивость, ответим ли мы злом на зло. Это искушение всем нам. Раз Бог попустил им войти в храм, так может это нам урок, а не им?

    То, что они уже пострадали, очевидно, ведь согласно православному пониманию, грех - это та рана, которую мы наносим сами себе. А они совершили грех. Но каждый к Богу приходит по-своему. А они возможно первый раз пришли в храм. Пусть сейчас так извращенно, но как знать каким будет их второй приход?

    Молодой сын царских дипломатов Андрей Блум впервые открыл Библию в далеких двадцатых годах из дикой ненависти к священнику, который в школе в Париже рассказал о заповеди Христа любить и прощать. Им молодым волчатам, мечтающим во французской эмиграции, отомстить большевикам, русский батюшка плел о прощении. Блум прибежал из школы открыл Библию с твердым намерением выбросить и растоптать свой нательный крест, если там написано все так, как говорил священник. Он начал читать и не смог остановиться. В 2003 году он умер как митрополит Антоний Сурожский и для меня, как несомненный русский святой.

    Православным священником стал и один из моих детских спарринг-партнеров по боксу. Отец его был партийным активистом, а сами мы росли естественно неверующими, да еще и хулиганистыми. Лазили по строительным лесам разрушенной церкви под Загорском, где похоронены родители преподобного Сергия Радонежского. Став комсомольцем он начал вести атеистический кружок. Но открыв раз Библию, как и отец Антоний, он не смог ее больше закрыть.

    7 марта стало известно, что верующие составили петицию с просьбой освободить арестованных девушек, совершивших святотатство. Там стоят 400 подписей. Плюс еще одна моя.

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "РГ"

    Поделиться