Исполнилось 80 лет народному артисту России Георгию Штилю. Юбиляр рассказал "РГ" о работе в БДТ им. Г.А. Товстоногова, о съемках в кино и любимом досуге.
Классики и современники
Российская газета: Георгий Антонович, интересно, а кем родители видели вас в будущем?
Георгий Штиль: Мама мечтала только об одном - чтобы я получил высшее образование. Эта болезнь, по-моему, была у многих семей в 50-е годы. И когда я поступил в театральный институт да еще стал сниматься в кино - это для родителей была такая радость! И гордость, что меня взяли в Большой драматический театр. Самый лучший! Мы ведь ленинградцы, с 20-х годов родители жили в Ленинграде.
РГ: Товстоногов многим актерам предлагал сменить фамилию. А вам?
Штиль: Предлагал. Но я отказался. Георгий Александрович хорошо ко мне относился. Райкомы и исполкомы обращали внимание на фамилию, нерусская - уже клеймо. Вот Миша Волков был Вильфом, поменял фамилию и правильно сделал, потому что с прежней получил бы гораздо меньше ролей.
РГ: Товстоногова уже нет 22 года. Когда говорят, что БДТ теперь совсем не тот, что был при нем, гораздо хуже, вам обидно?
Штиль: Да ну! Мало ли что говорят. Частенько люди и в театр не ходят, а слухи распространяют. Сейчас у нас замечательный художественный руководитель Темур Нодарович Чхеидзе, он продолжает дело Георгия Александровича. В нашем театре всегда все шло от актера, от психологии человека. Актеры проживают на сцене жизнь персонажей, и зритель сопереживает им.
РГ: На сцене БДТ вы 50 лет (полвека!) играете классику: пьесы Чехова, Гоголя, Островского, Толстого, Шекспира, Диккенса, Шиллера… И сейчас заняты в трех спектаклях классического репертуара. А вот роли современников, "героев нашего времени" вам поиграть не довелось?
Штиль: Я в одном фильме столько современников сыграл, что хватит на всю оставшуюся жизнь! Будут помнить все. Это "Убойная сила", которую считаю одним из лучших сериалов. Состав блистательный: Хабенский, Трухин, Федорцов, Кошонин, Ганелин, Леонов-Гладышев… И так хорошо сценарий написан, особенно про Чечню. Мой герой, тесть Васи Рогова, не очень заметен, пенсионер, но, наверное, каждого пятого в стране напоминает. Как он сопротивляется жизни! Самогонку гонит. Курей разводит в своей ванной. Обменивается карбюратором, "Волгу" продает… Людям фильм нравится, потому что в моем герое они узнают себя. Хотя у меня там были эпизодики, и в титрах иногда даже не было моей фамилии, а зрителям мой Федор Ильич запомнился. На улицах меня узнают, желают здоровья, интересуются, как у меня дела, будет ли продолжение фильма. И всегда оказывают колоссальное уважение, что приятно до невозможности. Я тоже стараюсь относиться к людям по-человечески. Мы же работаем для людей, зависим от публики. Нет зрителей, нет и нас. И так же как священники, хотим, чтобы люди были лучше и чище и жилось бы им лучше.
Готов работать каждый день
РГ: После какого фильма вы проснулись знаменитым?
Штиль: Трудно сказать. Я еще учился в институте и сыграл в 1959 году в фильме "Молодость офицера", где снимались мой друг Саша Боярский (старший брат Миши Боярского) и мой учитель Игорь Горбачев. Раньше если актер снялся в кино, то сразу становился известным, потому что фильм шел по всему Советскому Союзу. Когда я начал сниматься в хороших фильмах да еще в комедиях, меня стали узнавать даже на Украине, в Прибалтике. Я много снимался на телевидении - в комедиях, опереттах. Если бы фильм Мотыля "Женя, Женечка и "катюша" сразу пустили в прокат, у меня было бы, наверное, больше ролей. Но картину признали "вредной", она попала под запрет, шла "третьим экраном".
РГ: Где сейчас снимаетесь, Георгий Антонович?
Штиль: Только что снялся в новом "Шерлоке Холмсе". Сыграл небольшую роль. Моего героя - нотариуса Кибби - быстро убили. Там хорошие актеры - московские и питерские. Холмса играет Андрей Панин. Недавно он блистательно сыграл доктора в фильме "Высоцкий". Давно уже не было таких актерских работ в нашем кинематографе.
РГ: Значит, вы не отказались от съемок в сериале про Холмса и Ватсона. Создатели еще не начали снимать, а в Интернете уже негатив зашкаливал: "не будем это смотреть", "Масленникова им не переплюнуть", "руки прочь от святого!".
Штиль: Почему я должен отказываться? Роль хорошая. А какая картина получится - народ потом решит. Пусть сравнивают и оценивают. У Конан Дойля рассказов много, и Игорь Масленников не все, наверное, экранизировал. Конечно, его работа - одна из лучших в мире, это даже англичане признали, наградив Ливанова орденом. Там все было сделано отлично. А новый сериал - это не повтор фильмов Масленникова.
РГ: Какие роли вам предлагают сейчас в кино?
Штиль: К сожалению, редко предлагают. Снимаюсь в большом сериале "Улицы разбитых фонарей" ("Менты"). Играю "Кефирыча", полковника Фирсова. Когда закончатся съемки - неизвестно. Поначалу было расписано на три года. В любой момент могут сказать: "Спасибо, до свидания". Буду ждать предложений. Я готов работать каждый день.
Спорт, грибы, хороший тыл
РГ: В чем секрет такой трудоспособности в 80-летнем возрасте?
Штиль: Не знаю. Желание работать. Хорошая закалка в детстве - в Башкирии, куда эвакуировались из Ленинграда во время войны. Спортом всегда занимался. И еще у меня дома замечательный тыл, хороший уход, забота жены.
РГ: Вы ведь по-прежнему легки на подъем, ездите на гастроли, съемки?
Штиль: Да. Куда угодно готов ехать! В этом году БДТ поедет на гастроли во Владивосток. Жду с нетерпением. Я никогда там не был. Рядом был - в Находке, в Японию два раза ездил.
РГ: Когда я вам звонила, чтобы договориться о встрече, вы то в Финляндии были, то в Грузии. Как предпочитаете отдыхать?
Штиль: По-моему, самый интересный отдых - познавательный. Я очень люблю природу. Завидую тем, кто едет в Африку. Не люблю "массовые" путешествия, с туристическими группами: "Посмотрите направо, а теперь - налево…" И ненавижу дома отдыха.
РГ: Чем любите заниматься в свободное время?
Штиль: Летом - грибы. Это для меня святое дело. Мы с женой с удовольствием собираем и солим их. Друзей угощаем. Мои самые любимые - рыжик, горькушка и белый. Если есть возможность, занимаюсь спортом. Это лыжи и большой теннис. Я раньше в профсоюзе был ответственным за спорт, организовывал футбольные матчи, теннисные турниры. Научил игре в теннис Олега Борисова, Леню Неведомского, Юру Демича.
РГ: Вы суеверный человек? Верите в тяжелый високосный год, в конец света по календарю майя?
Штиль: Не верю. Я суеверный по мелочам, а не по большому счету: черная кошка перебежала дорогу - не к добру. (Смеется). Посидеть перед выходом из дома, помолиться перед выходом на сцену, чтобы все хорошо прошло. А об этом конце света я лет десять, по-моему, слышу! Когда-то все умрем…
РГ: О чем еще мечтаете, о каком подарке свыше?
Штиль: Самый большой подарок - чтобы боженька дал мне еще несколько лет пожить. И чтобы мне дали новую роль. В кино или в театре.