Как узнать, шел человек на площадь с мегафоном призывать к беспорядкам или просто зашел отдохнуть на скамейке? Чем руководствуются правоохранители, задерживая на городских площадях одних людей и не обращая внимания на других?
Есть закон о шествиях, уличных демонстрациях и пикетированиях. Там все четко определено. По этим акциям требуются предварительные уведомления, за исключением одиночного пикетирования. У уведомлений есть определенный срок. Это сделано, чтобы обеспечить безопасность граждан, в том числе и самих участников митингов.
Мы видели взаимодействие органов внутренних дел с демонстрантами во время последних акций в Москве. Оппозиционно настроенные митингующие в большинстве случаев были благодарны органам внутренних дел за четкую и слаженную работу. Но были отдельные эксцессы, когда некоторые участники пытались продолжить политическую акцию за рамками обозначенных маршрутов, а это уже отступление от нормы закона. И как в таких случаях складываются взаимоотношения с правоохранительными органами, рассматривается уже в рамках Кодекса об административных правонарушениях.
Если какой-то человек только что был участником несанкционированного митинга, а потом уверяет, что он просто вышел погулять, для таких случаев есть практика органов внутренних дел. Вряд ли можно дать универсальный рецепт для юридического счастья. Если ты идешь с гитарой под руку с девушкой, то ты прогуливающийся. А если с мегафоном, то это свидетельствует о целевой направленности человека, о том, что он каким-то образом принимал участие именно в публичных акциях. Более того, если через этот мегафон призывают к нарушению порядка, а то и неповиновению. Неповиновение - это серьезная штука, за нее предусмотрено более серьезное наказание, чем за нарушение порядка.
Нарушением порядка является несоблюдение масштаба публичного мероприятия - шествия или митинга. Масштаб проведения митинга определяется размерами отведенной для него территории. Почему штрафуют ответственных за проведение митинга? Они делают одну заявку, а потом нарушают границы, отведенные для этого мероприятия.
Алексей Куприянов, почетный адвокат России, член редакционного совета журнала "Уголовный процесс":
Большинство правонарушений начинается по плану, обдумывается заранее. Замыслив правонарушение, человек начинает приискивать средства для его совершения - орудия правонарушения. Это может быть что угодно: от гранатомета для теракта до заточенной монеты, используемой карманниками, или мегафона - для организации несанкционированной массовой акции. Например, во время хулиганских действий в храме Христа Спасителя как орудие использовалась звуковоспроизводящая аппаратура, которую заранее пронесли в храм.
Средства для совершения правонарушений могут быть весьма разнообразны, но они объединены общим признаком - признаком необходимости использования именно этих вещей для совершения задуманного противоправного деяния. Поэтому наличие у лица, готовящегося совершить правонарушение, некоего орудия, необходимого для его совершения, есть одно из доказательств умысла на его совершение. Задуманное правонарушение может быть пресечено правоохранительными органами или не доведено до конца по любой иной причине. Но если у карманника-рецидивиста найдена заточенная монета, то с большой долей вероятности можно предположить, что он шел "на дело", а в совокупности с иными доказательствами монеты может быть достаточно, чтобы доказать факт приготовления к преступлению.
Большое значение при правовой оценке обычных вещей в качестве орудий правонарушения имеет личность их владельца. Склонен ли субъект к совершению правонарушений, каково его предыдущее поведение, в чем состояли предшествующие правонарушения, имели место рецидивы. Все это учитывается правоохранительными органами и судами в совокупности и выносится соответствующее решение. Не следует думать, что наказанию подлежат только оконченные преступления. В уголовном законодательстве описаны составы преступлений, по которым карается само приготовление.
Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ, доктор юридических наук:
Я за то, чтобы проводились митинги, пикеты, шествия, если люди этого хотят. Я нормально к этому отношусь. Но, организуя любое массовое мероприятие, надо уважать права других людей, всех горожан и гостей столицы. Это первое.
Второе - это общественная безопасность. Городские власти отвечают за нашу с вами безопасность, за общественный порядок в городе, за работу торговых точек, за движение транспортных средств и за многие другие вопросы. Принимая те или иные решения, они обязаны учитывать мнение и позицию других людей, живущих в городе. Например, во время проведения митинга на столичном Арбате в Общественную палату позвонили многие люди, которые там работают. Владельцы магазинов жаловались, что им создают проблемы, покупатели фактически лишены возможности зайти в торговые точки.
У тех, кто не участвует в митингах, возникают такие же претензии к властям, если не обеспечены их покой, возможность беспрепятственно выходить на улицы, передвигаться на автотранспорте. Поэтому когда участники массовых мероприятий выходят за рамки установленных правил, их задерживают сотрудники правоохранительных органов. Общественная палата контролирует такие действия властей. И если мы усматриваем нарушения со стороны правоохранителей, то говорим об этом. Но в данном случае, если иметь в виду последние митинги, ничего сказать нельзя, потому что все действия, предпринятые полицией, были в рамках закона.
Нарушением является также несоблюдение плана проведения мероприятия, который заранее согласуется с соответствующими службами.
Если же допускаются хулиганские выходки, то это подпадает под административное правонарушение, и должны применяться соответствующие административные наказания.