Новости

12.03.2012 00:41
Рубрика: Экономика

Бизнес ждет договоров

Правовой климат в сфере водоснабжения оставляет желать лучшего

Сегодня много говорится о проблемах сферы водоснабжения и водоотведения в России. Износ водопроводных сетей уже достиг 63%, канализационных сетей - 61,6%, очистных сооружений водопровода - 59,8%, очистных канализаций - 62,8%. Около 30% основных фондов полностью отслужили нормативные сроки. На восстановление сферы, по оценке минрегиона, требуется привлечь свыше 1,9 трлн рублей. Сложившаяся ситуация требует изменений в отрасли, которые могут быть достигнуты при помощи частных инвестиций. Однако сфера ВКХ пока остается недостаточно привлекательной для бизнеса.

Разрешить большинство проблем призван Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении", который устанавливает полномочия органов власти всех уровней, основные права и обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, особенности тарифного регулирования. Ряд положений направлен на урегулирование имущественных отношений организаций ВКХ и собственников системы водоснабжения и водоотведения. Особое внимание разработчики обратили на качество воды и услуг водоснабжающих организаций.

Закон способствует привлечению в отрасль частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства на базе концессионных соглашений и договоров аренды на инвестиционных условиях. В то же время некоторые эксперты видят в действующей редакции ограничение для подобного рода проектов. В частности, вступившая в силу с января этого года 9-я статья закона ограничивает возможности инвесторов на получение права собственности на объекты инфраструктуры. В результате осуществление ряда проектов, например, "Невской воды" в Санкт-Петербурге, оказалось под вопросом, поскольку они планировались к реализации именно на условиях передачи собственности. В настоящее время проходят экспертные совещания по закону и активная работа над нормативными правовыми актами правительства РФ и уполномоченных федеральных органов, в том числе над формами договоров водоснабжения. Только после принятия поправок и подзаконных нормативно-правовых актов можно будет судить о том, удалось ли добиться улучшения правового климата в сфере водоснабжения.

Сложившаяся ситуация в водоснабжении и водоотведении требует изменений в отрасли, которые могут быть достигнуты при помощи частных инвестиций.

Пока чиновники совершенствуют законодательство, некоторые "регионы-пионеры" уже осваивают модернизацию сферы водоснабжения на основе механизма государственно-частного партнерства.

Одним из успешных реализуемых проектов считается "Вода Ростова". Проект инициирован администрациями Ростовской области и города Ростова-на-Дону, а также компанией "Евразийский", обладающей большим опытом реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере коммунального хозяйства. Реализуется проект при участии Инвестиционного фонда РФ и поддержке Внешэкономбанка. Еще одним проектом является "Чистый Дон", направленный на снижение загрязнения одноименной реки. В его рамках предполагается строительство и реконструкция элементов системы водоотведения города, а также утилизация методом сжигания осадка, образующегося в процессе очистки сточных вод.

В Твери компания "Тверь Водоканал" реализует инвестиционную программу сроком до 2025 года, которая позволит значительно улучшить качество питьевой воды и оптимизировать работу систем водоснабжения и водоотведения города. Уже можно говорить о первых результатах: построены новые водоводы, станции локальной очистки, реконструированы участки сетей.

В Республике Карелия крупный инвестиционный проект на основе государственно-частного партнерства осуществляет компания "Российские коммунальные системы". Первый этап проекта "Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений г. Петрозаводска" уже завершен вводом в эксплуатацию объекта. Это позволило улучшить очистку воды, и теперь жители города получают питьевую воду, полностью соответствующую санитарным требованиям. Еще более повысить качество подаваемой жителям Петрозаводска питьевой воды позволит реализация второго этапа реконструкции водопроводных очистных сооружений. Планируется строительство станции обработки промывных вод, станции УФ-обеззараживания питьевой воды и реконструкция насосной станции. Стоимость второго этапа проекта достигла 630 миллионов рублей, из которых половину составят средства частного партнера.

Опыт реализации проектов ГЧП в регионах наглядно демонстрирует, что перспективы государственно-частного партнерства в коммунальной сфере очевидны. На сегодняшний день количество проектов ГЧП в сфере ВКХ только растет. Каждый подобный проект позволяет заимствовать успешный опыт и обходить "подводные камни", которых, к сожалению, пока достаточно.

Механизм государственно-частного партнерства может обеспечить повышение эффективности расходования бюджетных средств и улучшить качество государственных услуг не только в сфере водоснабжения и водоотведения. Но именно в этой отрасли, где не хватает инвестиций объемом примерно в шестую часть годового бюджета России, государственно-частное партнерство может сыграть "пропульсивную" роль.

Инфографика: Хороший потенциал для ГКЧП в водоснабжении и водоотведении, %

Экономика ЖКХ Экономика Финансы Инвестиции