В последнее время на туристическом рынке России сложилась довольно напряженная ситуация. В Российском союзе туриндустрии считают, что она во многом зависит от взаимоотношений с авиакомпаниями.
"Главная причина, из-за которой сложилась нынешняя тяжелая ситуация, навязывание кабальных условий туроператорам при заключении договоров на туристическую перевозку, чартерную и блок-чартерную. Все риски на себя берут туроператоры, все падения переживают тоже они. Авиакомпании свое всегда получают", - отметила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
Планирование сезонной перевозки начинается за 6 - 8 месяцев до начала программ, контракты с авиакомпанией подписываются за 2 - 3 месяца до начала сезона. И если за это время или в течение сезона спрос оказался меньше, чем предполагалось, туроператор не имеет права корректировать заказанные объемы. Зачастую снижение спроса вызвано такими факторами, как стихийные бедствия, природные или техногенные катаклизмы, политическая нестабильность и т.д. К примеру, революционные события в Египте, произошедшие год назад. Минспорттуризм и Ростуризм напугали операторов ответственностью за продажу туров, поскольку это может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, а авиакомпании продолжали выполнять программы по вылету в Шарм-эль-Шейх и Хургаду в полном объеме и начали снимать рейсы только после указания минтранса.
Почти такая же ситуация складывается с Мальдивскими островами. МИД России рекомендовал не посещать столицу страны, соответственно и спрос на путевки заметно упал, но авиаперевозчики рейсы не сокращают. В результате, как утверждают туроператоры, они несут финансовые потери, что может привести и к очередным банкротствам.
Как сообщили "РБГ" в Ассоциации туроператоров России, действительно существует переизбыток перевозок, и туроператор не может их обеспечить спросом. Причем ни один туроператор вслух претензий не предъявляет. А если туристическая компания не поддерживает договор с перевозчиками, то она уходит с рынка, ее лишают агентского соглашения. "Туроператоры вынуждены подписывать кабальные договора, поскольку авиаконкуренция ограничена. Согласно договорам туроператоры должны обеспечивать финансовую оплату перелетов вперед, а если приходится сократить перевозки, ввиду определенных обстоятельств, не зависящих от туроператоров, то сделать они этого по собственной инициативе не могут", - считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, туроператор вынужден снизить цену на путевки, поскольку рейсы не заполняются по навязанным объемам перевозок. "Два основных российских перевозчика являются монополистами на рынке и не подчиняются ни ФАС, ни Роспотребнадзору... поэтому идти туроператорам с жалобами некуда", - добавила она.
Туроператоры считают, что проблему надо решать совместно всем участникам процесса, необходимо провести переговоры между турбизнесом и авиакомпаниями. По их мнению, ответственность сторон в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, влияющих на исполнение договорных обязательств по перевозке, должна быть обоюдной.