Развитие ГЧП - это, по факту, базовая составная часть общей задачи увеличения роли инвестиций в ВВП РФ, реиндустриализации российской экономики. И здесь есть две основные проблемы. Первая из них - это слабость государственных финансов относительно задач, стоящих перед экономикой в сфере ее модернизации. Объем основных фондов РФ составляет около 100 трлн руб. из них примерно 13% полностью изношены, общая степень износа, по данным Росстата, составляет более 45% против 35,6% в 1990 г., а коэффициент обновления равен 4% против 6,3% в 1990 г.
Как показывает практика последних лет, для привлечения долгосрочных реальных инвестиций в российскую экономику доля государства в совместных с частным бизнесом проектах должна составлять около 30-50%. Бюджету или специальным государственным фондам для создания базы ГЧП в целях модернизации и реиндустриализации в текущих условиях необходимо получение дополнительных источников фондирования на десятки триллионов рублей. Источниками доходов могут выступать средства как привлеченные, так и полученные за счет изменения структуры доходной части бюджета. Увеличение налогов для накопления инвестиционного потенциала может рассматриваться лишь как "точечная" мера, такие действия могут быть связаны только с перераспределением налоговой нагрузки.
Другая проблема - это, собственно, нежелание бизнеса инвестировать в сравнительно низкодоходные, окупаемые в течение относительно длительного периода проекты реального производственного сектора. В отсутствие долгосрочных инвестиционных идей в широком спектре отраслей экономики инвестиции долгое время носили и продолжают носить спекулятивный характер, питая коррупцию и неразбериху с законами. Однако тенденция сегодняшнего кризиса такова, что спрос на реальные долгосрочные инвестиции потихоньку растет по сравнению со спросом на нестабильных финансовых рынках за счет постепенного выравнивания долгосрочных рисков вложений.
Ближайшие годы - время для усиления государственного бюджета как базы для госинвестиций, изменения налоговой системы в целях поддержки производства за счет потребления, снижения рисков динамики потребления за счет выравнивания доходов. С точки зрения перспективы нескольких ближайших лет возможным представляется усиление бюджетной нагрузки на наиболее рентабельные отрасли российской экономики и развитие системы "налогов на богатство" при одновременном улучшении налогового климата для сегмента промышленной обработки, малого бизнеса, АПК. Эта тенденция будет отражать схожие процессы в развитых странах, которые, так же как и Россия, нуждаются в реиндустриализации и диверсификации национальных экономик. В обозримой перспективе вероятен крен экономики в сторону усиления налогообложения сверхдоходов и наиболее рентабельных отраслей. В случае сложностей с привлечением частного капитала, внешнего и внутреннего, в ближайшие годы не исключено, что стратегия развития российской экономики может измениться. Если привлечения инвестиций будет недостаточно для решения в ближайшее десятилетие проблемы повышения доли инвестиций в ВВП до 30%, тенденция в сторону госрегулирования в базовых отраслях, вполне возможно, усилится. Может понадобиться увеличение неналоговых статей доходов бюджета, например уже предлагавшееся ранее введение госмонополии на производство и продажу спирта.
Россия в последние десятилетия сделала ставку на рынок, отказавшись от "командных высот" в сырьевом секторе, снизив регулирование финансового сегмента. При этом уровень налоговой нагрузки, по крайней мере номинально, без учета различий в расчетах налогооблагаемой базы, был снижен до уровня развитых стран, около 50% от прибыли экономических агентов.
В КНР, других странах БРИКС уровень налогов составляет около 60-65% от прибыли, но ключевые отрасли экономики находятся в руках государства. В КНР предприятия общегосударственного значения остаются в госсобственности. Естественные и исторически сложившиеся монополии преобразованы в корпорации с контрольным пакетом акций у государства, это предприятия энергетики, нефтехимии, металлургии, важнейших отраслей машиностроения. Предприятия легкой промышленности, производства бытовой техники, торговли и тому подобные были акционированы с участием государства или без него, а мелкие госпредприятия преобразованы в паевые товарищества, кооперированы.
Как показала практика периода кризисной перестройки экономики, такой способ оказался более эффективным, позволяющим активнее развивать ГЧП-проекты. Это позволяет снизить уровень налоговых ставок вне базовых предприятий госсектора за счет более эффективной структуры доходов бюджета. Для РФ такая практика еще более актуальна, учитывая "климатический налог", низкую плотность населения, повышенные геополитические риски и военные расходы, рассчитанные как доля в бюджете. Если ГЧП не получит значимого развития за счет оптимизации бюджета и отклика со стороны частного бизнеса, то шансы применения подобной практики будут нарастать.