Новости

14.03.2012 00:10
Рубрика: Культура

Пациент на искусственном дыхании

Российскому кино хотят дать фору

Какие-то вдруг пошли подвижки с законом о кино. Неожиданно сообщили о том, что минэкономразвития намерено установить для отечественных фильмов квоту в национальном прокате: 24 процента экранного времени должна занимать отечественная кинопродукция. Предполагается, что это не только откроет нашему кино более широкую дорогу к зрителям, но и будет способствовать повышению качества российских фильмов.

Подобная практика введения квоты на отечественную кинопродукцию существует в мире еще с конца 20-х годов ХХ века и до сих пор в тех или иных формах присутствует в прокатной политике многих стран. Так, в Аргентине, где большинство киносетей принадлежит иностранным компаниям, такая государственная квота была в последний раз модифицирована в 2004 году: каждый кинотеатр должен показывать хотя бы один фильм национального производства в квартал на один экран. То есть если в мультиплексе, скажем, 10 залов, то за год он должен показать как минимум 40 отечественных фильмов.

Особенно тщательно и продуманно разработана система квот во Франции. Введение квот здесь стало практиковаться еще в 1928-м: дистрибьюторов обязали прокатывать хотя бы один французский фильм сначала на семь, а уже через год - на каждые три иностранные ленты. На это остро отреагировала американская Ассоциация продюсеров и прокатчиков: США объявили бойкот на покупку французских картин и на продажу американских картин во Францию.

С 1932 года все иностранные фильмы могли выходить на экраны только дублированными на французский, в дальнейшем были сделаны некоторые послабления. Основанный после II Мировой войны Центр национальной кинематографии уже в 1948 году предложил соответствующий закон. Введенная тогда квота предполагала пять обязательных недель показа национальных фильмов на каждый квартал.

Но особое внимание представителей киноиндустрии многих стран привлекает опыт преференций, введенных во Франции для национального кинопроизводства. Так, в 1948 году там был введен особый налог с билетов в кинотеатрах, где идут зарубежные фильмы, - 11 процентов. Полученные суммы направляются на собственное кинопроизводство - примерно 250 миллионов евро ежегодно.

Предложения внедрить что-то подобное в России постоянно циркулируют в коридорах Союза кинематографистов России, во властных структурах РФ. Но один из авторов книги "Принципы и механизмы финансирования французского кино" Жоэль Шапрон считает, что механически переносить этот опыт на другую почву нельзя.

Ситуация в России осложнена наследием СССР, где зарубежное кино проникало на экраны редко и когда запреты были сняты, отечественное кино было буквально сметено лавиной хлынувших к нас заграничных фильмов. Сегодня в российском прокате почти безраздельно царствует американское кино. Такого прорыва не было в других странах, и поэтому российская публика сегодня существенно отличается от западной: молодое поколение прочно "подсело" на Голливуд, а старшее просто перестало ходить в кинотеатры. Вернуть интерес к отечественному кино здесь особенно сложно.

Главный, и очень серьезный аргумент противников квот: получив гарантии на показ своей продукции и лишившись свободной конкуренции, национальное кинопроизводство, как правило, резко снижает художественный уровень фильмов и начинает "гнать план" - просто, чтобы заполнить квоту. В результате место американских, но профессионально качественных картин может занять отечественная халтура, что во многом и происходит в той же Франции. Поэтому прав Жоэль Шапрон: перед нами проблема, где лучше сто раз отмерить, прежде чем резать по живому.

Начинать, возможно, стоило бы с того, что составляет главное достижение французской системы, - с введения налогов на показ иностранного кино. Тех самых налогов, которые позволили французской кинематографии обратить доходность американских фильмов в свою пользу. И так шаг за шагом продвигаться к появлению в России комплексной системы защиты и поддержки национальной киноиндустрии, которую может обеспечить только глубоко продуманный закон о кино.

Тем более что последний год доказал: потенциальный золотой век уже, возможно, на пороге. Подрастает новое поколение кинематографистов, от которого, мне кажется, можно ждать очень хорошего кино.

компетентно

Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития:

- Мы отправили предложения о введении квоты на показ российский фильмов в кинотеатрах для обсуждения. Очевидна задача роста часов показа качественного российского кино. Предложенная норма - это лишь один из вариантов. Ряд стран им пользуются. Все требует детального обсуждения с продюссерами, прокатчиками и кинотеатрами на площадке министерства культуры.

Культура Кино и ТВ Наше кино Кино и театр с Валерием Кичиным
Добавьте RG.RU 
в избранные источники