Призывы к модернизации российской экономики могут остаться пустыми лозунгами

Призывы к модернизации российской экономики могут так и остаться пустыми лозунгами без конкретных действий каждого предприятия российской промышленности. Ведь ключевая роль в модернизации принадлежит развитию производственной инфраструктуры, а она осуществляется ныне в основном за счет государственных ресурсов. Тем более ценен опыт инфраструктурных проектов частных компаний, тех, которые, решая собственные бизнес-задачи, укрепляют могущество страны в целом. Одна из таких компаний - тольяттинская корпорация "Тольяттиазот".

"Тольяттиазот" как зеркало российской промышленности

"Тольяттиазот" - один из ведущих холдингов Самарской области, второе после ОАО "АвтоВАЗ" градообразующее предприятие Тольятти. И, как будет показано ниже, динамично развивающийся холдинг, неукоснительно соблюдающий все основные принципы социальной ответственности бизнеса (включая экологическую компоненту), причем не только для более чем восьмитысячного трудового коллектива, но и для окружающего сообщества.

Постоянными партнерами по бизнесу корпорации являются два банка - ЗАО АКБ "Тольяттихимбанк" и ЗАО АКБ "РТС-Банк", а также предприятия ОАО "Тольяттинский азотный завод", ОАО "Азотреммаш", ОАО "Волгоцеммаш" и ОАО "Трансаммиак". Последнему в нашей истории принадлежит особое место, так как на "Трансаммиаке" лежит вся операционная ответственность за эксплуатацию российского участка аммиакопровода "Тольятти-Одесса".

Флагман российской отрасли минеральных удобрений Тольяттинский азотный завод (ТоАЗ) насчитывает без малого сорокалетнюю историю. Строительство предприятия началось в апреле далекого уже 1975 г. В декабре 1978 г. было сдано уникальное хранилище жидкого аммиака, а в декабре 1979-го был получен первый промышленный аммиак (именно эта дата считается официальным годом рождения ТоАЗа).

Сегодня ТоАЗ выпускает целую гамму продукции минерально-химического комплекса: аммиак, карбамид, метанол, карбамидно-формальдегидный концентрат, а также смолы и аммиачную воду. При этом значительная часть товарной линейки поставляется на экспорт - по итогам 2010 г. выручка от реализации на мировом рынке (основные потребители - страны Северной Америки, Европы и Азии) составила 67,8% общей выручки ТоАЗа. В общем объеме российского экспорта азотных минеральных удобрений продукция ТоАЗа составила 21,1%. Заметим, что в 2010 г. по сравнению с 2009-м общий объем производства здесь увеличился на 39,6%, а доля на мировом рынке тольяттинского аммиака достигла 7,6%.

Говоря о финансово-хозяйственной деятельности ТоАЗа, нельзя не упомянуть об основных экономических показателях. Помимо существенного роста производства в 2010-2011 гг. к другим важнейшим характеристикам работы ТоАЗа можно отнести совокупный объем реализации продукции, составивший в 2010 г. 19,7 млрд рублей, чистую прибыль завода, достигшую в том же году почти 1,8 млрд рублей (по итогам трех кварталов 2011 г. - 4,1 млрд рублей), а также общую предполагаемую сумму дивидендов за 2011 г. в 2,9 млрд рублей. Причем прибыль расходуется не столько на выплату дивидендов, сколько на создание и открытие новых производств, увеличение производительности труда, улучшение социальной сферы предприятия.

Современное зеркало российской промышленности, каким по праву является ТоАЗ, увы, невозможно представить и без попыток противоправного перераспределения собственности. Поговаривают, что в разные годы неформальный интерес к активам "Тольяттиазота" проявляли структуры, подконтрольные В. Вексельбергу, - "дочка" "Газпрома" компания "СИБУР", АФК "Система", а также группа "Уралхим". Удивительно, но факт: "Тольяттиазот" сумел отстоять свою самостоятельность, более того, уголовные дела против руководства холдинга, возбужденные в середине нулевых, сегодня полностью прекращены.

Вот такое предприятие функционирует сегодня на Волге, без лишней патетики составляя сермяжную основу российской промышленности, не на словах, а на деле реализуя курс на модернизацию и развитие производственной инфраструктуры страны.

Необъявленная аммиакопроводная война

О "Трансаммиаке" я завел речь неспроста, выделив именно это предприятие в числе прочих активов холдинга "Тольяттиазот". Именно "Трансаммиак" занимается транспортировкой жидкого аммиака по аммиакопроводу "Тольятти-Одесса" (на российском участке протяженностью 1396 км при общей длине трубы в 2147 км) на экспорт, реализацией жидкого аммиака близлежащим от аммиакопровода потребителям через раздаточные станции, а также оказанием услуг предприятиям сельского хозяйства по внесению жидкого аммиака в почву по новым технологиям.

Аммиакопровод "Тольятти-Одесса" - уникальное инфраструктурное сооружение, не имеющее аналогов в мире. Он проходит по пяти областям России (Самарская, Саратовская, Воронежская, Тамбовская, Белгородская) и семи областям Украины (Харьковская, Донецкая, Запорожская, Днепропетровская, Херсонская, Николаевская, Одесская). Пожалуй, единственным промышленным аналогом аммиачной сети является легендарный газопровод "Уренгой-Помары-Ужгород", причем не только по протяженности, но и по конфликтным ситуациям, связанным с действиями украинских партнеров.

Прежде, чем перейти к сути развернувшейся "аммиачной войны", скажем, что с украинской стороны операционную деятельность по обслуживанию украинской части аммиакопровода "Тольятти-Одесса" осуществляет госпредприятие "Укрхимтрансаммиак", использующее любые предлоги для извлечения максимальной выгоды от своего все еще монопольного положения и критической зависимости ТоАЗа от бесперебойной работы экспортной трубы. Для Украины "своя" часть аммиакопровода - козырь, конечно, меньший по сравнению с газовой веткой, но, тем не менее, весьма значительный, если рассматривать его как орудие политико-экономического противостояния между двумя странами.

Что в условиях скрытого российско-украинского экономического противостояния убережет от перекрытия аммиачного вентиля?

А зависимость ТоАЗа от украинских партнеров действительно велика: вслед за приостановкой прокачки аммиака по территории Украины 16 декабря прошлого года ТоАЗу пришлось остановить пять из семи агрегатов, выпускающих аммиак (напомним, что более двух третей продукции ТоАЗа поставляется на экспорт). Убытки от вынужденного простоя вылились не только в нарушение долгосрочных экспортных контрактов, но и в недополучение выручки, которая, по предварительным оценкам, составила на данный момент более 1 млрд рублей.

Не правда ли, ситуация, очень напоминающая многочисленные "газовые войны" между Россией и Украиной? Разница лишь в одном - в объеме убытков, что терпит Россия. В остальном же все одинаково: саботаж, а может, и "действия в интересах третьих лиц", как поговаривают сегодня в "Тольяттиазоте". И возникающие проблемы удается решать только с помощью "тяжелой артиллерии", проще говоря, задействуя ресурс региональной и федеральной исполнительной власти. Кстати, восстановить подачу тольяттинского азота в Одесский морской порт удалось только посредством привлечения губернатора Самарской области В. Артякова, работавшего тогда руководителем Минпромторга России В. Христенко и Д. Мантурова, занимающего кресло В. Христенко сегодня.

Что в нынешних условиях скрытого российско-украинского экономического противостояния может служить гарантией от нового перекрытия газового или аммиачного вентиля? Правильно - только создание собственных российских инфраструктурных мощностей по трубопроводной транспортировке сырья и готовой продукции. В газовой сфере так и поступили: введен в строй "Северный поток", активно реализуется "Южный поток", что после выхода на проектную мощность сведет роль Украины как транспортного посредника к минимуму.

Экспорт жидкого аммиака, конечно же, несопоставим с газовым, но и здесь крайне важно соблюдать российские национальные интересы. Тем более, что процесс возведения собственного перевалочно-портового комплекса "Тольяттиазот" находится в самом разгаре и, естественно, нуждается во всесторонней государственной поддержке.

Тамань

Без сомнения, введение в строй этого комплекса - единственный выход из российско-украинского "аммиачного" противостояния, он даст возможность минимизировать зависимость от действий украинской стороны, но главное - существенно увеличит доходы бюджетов всех уровней и развитие социальной сферы региона базирования.

Комплекс строится вблизи пос. Волна Темрюкского района Краснодарского края. Можно долго перечислять уже возведенные объекты (подробная информация содержится на корпоративном сайте "Тольяттиазота"). Скажем лишь, что без какого-либо государственного участия за счет собственных средств и кредитных ресурсов на Тамани уже построены железнодорожная ветка от станции Вышестеблиевская до пос. Волна протяженностью 36 км, железнодорожная станция "Тольяттиазот" на 8 путей по 850 м и вытяжной путь на 1050 м, двусторонняя сливная эстакада, склад хранения на два резервуара вместимостью по 30 тыс. т каждый, газопровод протяженностью 8 км, газораспределительная станция и сеть трубопроводов протяженностью 5 км, а также берегоукрепительные сооружения, гидротехническая эстакада, технологический причал для перегрузки аммиака и объекты обеспечения жизнедеятельности перевалочного комплекса.

Описание того, что уже сделано, было бы неполным без упоминания о принципах социальной ответственности корпорации "Тольяттиазот", перенесенных на таманскую землю. Так, еще в прошлом десятилетии за счет собственных ресурсов здесь построены автомобильная и железная дороги, возведены биологические очистные сооружения, произведен ремонт больницы в станице Тамань, приобретены и переданы в Темрюкский район шесть новых автобусов "Икарус". Кроме того, еще до начала эксплуатации комплекса в бюджет Темрюкского района было перечислено более 500 млн рублей.

В современной российской экономике найдется немного крупных предприятий, подобных "Тольяттиазоту", что заботятся о диверсификации экономических рисков государства, развитии производственной и экспортной инфраструктуры, создании новых рабочих мест и снижении социальной напряженности в далеком от Самарской области регионе.

Вот почему, полагаю, от российского правительства, Минрегиона России, Администрации Краснодарского края и Темрюкского района требуется всесторонняя помощь "Тольяттиазоту" в деле скорейшего окончания строительства и введения в эксплуатацию нового перевалочно-портового комплекса. Всем заинтересованным сторонам необходимо объединить усилия для скорейшего решения земельной проблемы (сегодня с земельными участками, находящимися под уже построенной инфраструктурой, творится настоящая вакханалия), а также помочь с предоставлением разрешительной документации на возведение объектов, необходимых для достройки и начала функционирования порта.

Не хочется думать, что скрытое противодействие возведению нового окна в Черное море объясняется лишь тем, что в строящемся Таманском порту причалы для яхт не предусмотрены.