12.03.2012 23:21
    Поделиться

    В школах Красноярска вводятся основы религиозных культур

    После жестких дискуссий пилотный курс, "обкатанный" за два года в 21-м регионе страны, в новом учебном году вводится во всех российских школах.

    - Начиналось все с настороженности, - вспоминает главный специалист министерства образования и науки Красноярского края Любовь Черепова. - Из шести предложенных модулей папы и мамы большинства четвероклассников выбирали светскую этику. И родители. и учителя боялись: не разделить бы ребят, не поссорить.

    - Атеистическое наследие здесь ни при чем, - убеждена координатор апробации нового предмета в крае, руководитель Центра в региональном институте повышения квалификации работников образования Елена Пригодич. - Зато сибирская специфика весьма показательна. У нас много мигрантов из Закавказья, Средней Азии. Оказавшись перед незнакомой развилкой, они склонялись к основам нерелигиозной этики. В Пировском районе, где татарское население компактно проживает, - тоже. И на Таймыре, и в Эвенкии, где обращенные когда-то в христианство коренные северные народы продолжают сохранять и свои древние религиозные традиции.

    В Лесосибирске сильная православная гимназия, но родители предпочли светскую этику. Тот же выбор делали поначалу в семьях , проповедующих ислам, буддизм, иудаизм. Рассуждали все примерно так: родные традиции дети должны познавать дома, в школе же полезнее будет знакомиться с иными культурами. Как сказал, улыбаясь, один раввин, "кошерное - в кошерном". Лишь в старообрядческих поселениях, и то не сразу, старосты рекомендовали детям основы православия.

    - Однако со временем тенденция стала меняться, - замечает Любовь Черепова. - Два года назад за изучение основ светской этики было подано 60,4 процента голосов, нынче - 55,9. За основы мировых религий, соответственно, - 26,2 и 24,3. За основы православной культуры - 13,3 и 19,6. За основы исламской культуры - 0,1 и 0,2 процента.

    Между тем и сейчас, на этапе работы над ошибками, споры о качестве пособий, методике нового курса, об отношении к нему учителей и школьных управленцев консенсусом все еще не увенчались.

    - Учебники по основам традиционных наших религий представители различных конфессий написали блестящие, - считает Елена Пригодич. - А вот ответа на вопрос, что есть духовно-нравственное образование, так и нет. Среди ученых немало тех, кто разговоры о духовности называет кликушеством, консерватизмом, политической конъюнктурой. Хватает и преподавателей, мотивированных исключительно дополнительными часами. Священнослужителей тревожит другое: просят "доверить модули не религиоведам, а людям, свободным от стереотипов". Впрочем, иные директора и завучи вообще стремятся увести детей "подальше от религии".

    Свои аргументы в научной среде.

    - Учебная литература по исламу, иудаизму и буддизму действительно весьма профессиональна, - замечает завкафедрой религиоведения Красноярского государственного педуниверситета, доктор философских наук Людмила Григорьева. - Но у нас она почти не востребована. Хорош, как религиозный, и учебник по основам православия. В качестве светского, правда, интерпретировать его достаточно сложно. Труд по мировым религиям перегружен терминологией, при этом носит очень поверхностный, описательно-этнографический характер. Учебник по светской этике - абсолютно пустой "сосуд": что хочешь, то и наливай.

    Однако главная проблема - учитель. В пилотный период его подготовкой занимались все. Спецтренеров не по одному разу на московских курсах учили. Мы в КГПУ двухгодичную магистратуру на базе бакалавриата открыли. Побывала недавно в школах Каратузского и Ермаковского районов. Предложила педагогам вспомнить библейские притчи - о добром самаритянине, о блудном сыне. Опускают глаза. Один физик, собравшийся по совместительству преподавать религиозные основы, разоткровенничался. "Я, - говорит, - про торсионные поля буду рассказывать". Представляете, куда он своими оккультными познаниями заведет десятилетних учеников?

    ...Апробация завершена. Эксперимент продолжается. Судя по большинству рекомендаций, в 4-м классе новый курс станет вводным. Системное же изучение модулей распишут по годам - уже в основной школе. Эксперты настаивают: программы и учебники курса должны быть доработаны и вынесены на обсуждение.

    мнение

    Пантелеимон, Митрополит Красноярский и Ачинский:

    - Знания об основах нравственного поведения должны нести детям не священники, а специально подготовленные и, главное, радеющие за это учителя. Встречал я таких сподвижников. Немало отлично подготовленных специалистов и в школах. Не по указке сверху ищут, совершенствуют они пособия, чтобы не оставалось равнодушных к прошлому, настоящему и будущему Отечества, чтобы не разделялись верующие и неверующие, а объединялись в поиске национальной идеи. Подобный предмет открывает перед ребенком окно в мировую культуру. Не зная Ветхого и Нового Завета, библейских сюжетов, можно разве понять творения Шагала, Рембрандта, Иванова? Глубинными аспектами веры у нас, как и полагается светскому государству, заняты в храмах, мечетях, синагогах, дацанах. Прикосновение к религиозным основам приблизит ребят к основам нравственным.

    Поделиться