Банкам могут разрешить расторгать договоры банковских счетов с подозрительными клиентами, причем в одностороннем порядке. А те, кто уклоняется от налогов, попадут под уголовную ответственность за "отмывание" преступных доходов и финансирование терроризма.
Эти и другие радикальные поправки в российское законодательство подготовлены Росфинмониторингом в рамках работы Межведомственной рабочей группы по борьбе с незаконными финансовыми операциями под руководством первого зампреда правительства Виктора Зубкова.
Законопроект направлен на повышение прозрачности финансовой деятельности компаний с учетом обновленных рекомендаций FATF. Эта межправительственная организация занимается выработкой общих правил в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. В феврале 2012 года FATF пересмотрели международные стандарты.
Не отмоешься
Новые правила, которые поддержала и Россия, изменений в национальные законы. Ужесточения касаются сфер деятельности, представляющих наибольшие риски по "отмыванию". Банковский сектор - в их числе. И Россия уже начала работать в этом направлении. Поправки в российское законодательство, к примеру, предусматривают, что операции по счетам подозрительных клиентов, за исключением перечисления обязательных платежей в бюджет, банки смогут прекратить сразу же после письменного уведомления о расторжении договоров. Сам договор будет считаться расторгнутым через месяц.
Банки сами настаивали на введении этой нормы, напомнил "РГ" глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, консультации об одностороннем закрытии счетов недобросовестных клиентов шли несколько лет. "Сегодня банкиры имеют совокупность обязанностей и ответственности, вплоть до отзыва лицензий, по выполнению Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Но у них нет никаких рычагов влияния на криминальных клиентов", - говорит Тосунян. Пока расторгнуть договор с владельцем счета банк вправе только в двух случаях - либо через суд, либо при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором. С введением новой нормы такие полномочия появятся у самих банкиров. Впрочем, по словам главы АРБ, в условиях здоровой конкуренции среди банков никто из них не станет закрывать счета клиентов в массовом порядке. Речь идет о "штучной" доле возможных прецедентов. "Но для банковской системы это все равно очень серьезная превентивная мера, потому что одна паршивая овца может испортить не только все стадо, но и инфицировать множество других", - подчеркнул Тосунян.
Впрочем, признал он, основная коллизия сегодня складывается вокруг самой процедуры реализации права банков закрывать счета ненадежных клиентов. "Одно дело - расторгать договоры по усмотрению самих банков в зависимости от видения ими рисков, другое дело - по фиксированным и четко регламентированным со стороны Центрального банка показателям, которых сегодня уже более чем достаточно", - поясняет Тосунян. По его словам, в целом банковское сообщество склоняется к мнению, что право "самим решать" приведет к судебным искам и спорам с клиентами, а перестраховаться от этих рисков поможет четкий перечень оснований ЦБ, которыми будут руководствоваться банки при отказе обслуживать сомнительные счета.
Логичнее все-таки было бы предоставить такие полномочия не банкам, а госоргану, считает старший юрист Корпоративной практики Sameta Петр Никитенко. Но при условии гарантированного возмещения всех убытков, понесенных в случае ошибки, но такой механизм пока не сформирован. В противном случае нововведение негативно скажется на деловом климате в стране, предупреждает эксперт.
Кроме того, обращает внимание Никитенко, есть случаи, когда по закону компании обязаны осуществлять расчеты через единственный счет, например по процедуре конкурсного производства. "Закрытие такого счета банком означает по существу паралич всей процедуры, что ударит по интересам множества лиц - работников предприятия, кредиторов, залогодателей, фискальных органов", - поясняет всю позицию Никитенко. "Сегодня у правоохранителей есть возможность арестовывать счета в рамках уголовных расследований "отмывания" денежных средств. Предоставление полномочий банкам в тех же целях выглядит явно избыточной мерой", - резюмирует эксперт.
В законопроекте Росфинмониторинга предлагается значительно расширить права Федеральной налоговой службы в борьбе с "уклонистами", фирмами-однодневками, незаконными офшорами. Решение FATF о признании налоговых нарушений отмыванием денег позволит получить доступ к данным об офшорных счетах, считают эксперты. Но банкам, налоговым органам и компаниям придется определиться с четкой законодательной трактовкой, что считать законным налоговым планированием, а что - уклонением от налогов. Авторы законопроекта предлагают ввести для всех налоговых резидентов, владельцев зарубежных счетов норму - сообщать налоговикам не только об открытии счета и изменении его реквизитов, но и о движении денег на начало года. При этом если они не отчитаются по операциям, то налоговики потребуют приостановления счетов.
Более строгим в финразведке хотят сделать и порядок создания и регистрации фирм. Например, вместо нынешних 10-100 тысяч увеличить интервал уставного капитала до 5 миллионов рублей. По мнению разработчиков законопроекта, необходимо расширить и перечень необходимых для регистрации документов. Учредители должны будут предоставлять письменное согласие собственника помещения на использование юридического адреса юрлицом. Налоговым инспекторам могут также разрешить без суда менять юридическую квалификацию сделок и доначислять налоги, если компания использует подставных лиц. Однако партнер юридической компании "Налоговик" Дмитрий Липатов считает эту меру очень тревожной. "До сих пор наши фискальные органы зачастую голословно обвиняли компании в уклонении от уплаты налогов в суде, проигрывая при этом тысячи процессов. Но изменение квалификации сделок без судебных актов породит многочисленные злоупотребления. Налоговики начнут предъявлять необоснованные требования к компаниям без суда, которые нужно будет обжаловать. Но в итоге кто-то пойдет в суд, а кто-то смирится и заплатит требуемые суммы. На последних и рассчитана предлагаемая поправка", - делает вывод Липатов. Среди новаций законопроекта, также вызывающих неоднозначное отношение экспертов, - расширение перечня оснований для отказа в регистрации или перерегистрации юрлиц. Например, тем гражданам, у которых есть налоговые долги, запрещается учреждать фирмы. По мнению экспертов "РГ", у любого гражданина сегодня существует хотя бы копеечная задолженность по налогу на имущество или транспортному налогу, которая образовалась из-за "грязных" межведомственных данных, на основании которых работают налоговики. Кроме того, считают юристы, наличие долгов не должно являться препятствием для коммерческой деятельности.
Справка "РГ"
По данным FATF, отмывание денег и связанные с ним преступления обходятся в 2-5% мирового ВВП ежегодно.
Из нашей экономики в 2011 году было выведено незаконно около 4% ВВП. Эту цифру привел первый вице-премьер Виктор Зубков. По его словам, с признаками отмывания средств за рубежом было выведено около триллиона рублей, а еще примерно столько же "обналичено с признаками нарушения закона внутри страны".