13.03.2012 23:20
    Поделиться

    Снос советских памятников подчеркнул необратимость развала СССР

    (перевод публикации в приложении Russia Now в The Washington Post)
    Петр Черемушкин, специально для Russia Now
     
    Вместе с падением политических систем рушатся и их памятники. Первыми жертвами революционных перемен, охвативших Восточную Европу и СССР после 1989 г., стали памятники основоположникам и идеологам коммунизма. Вид бюста Феликса Дзержинского, оказавшегося  на московской мостовой в августе 1991 г., стал ярким свидетельством масштабности и необратимости этих перемен.  
     
    Эти события стали отражением процесса, начавшегося двумя годами ранее в Восточной Европе. Переход к новой эпохе сопровождался массовым сносом памятников, увековечивших в камне лидеров коммунистической партии и символ режима - серп и молот. 
     
    Наибольшую горечь при виде демонтированных и низверженных памятников испытывают их создатели. Лев Кербель был одним из последних официально признанных скульпторов советской эпохи. Создатель мемориала Ленина в Москве сетует на то, что перенос его скульптур на дальние кладбища лишает жителей страны возможности прикоснуться к подлинным произведениям искусства.   
     
    В 2005 году я сопровождал одного из членов Сената США во время его визита в мастерскую Кербеля. В результате домой в Нью-Мексико сенатор вернулся с несколькими работами скульптора.   
     
    Трудно сказать, что именно приходит на смену монументам прежней эпохи в России помимо храмов потребления. Однако, например, в Польше на месте символов социализма  возвели новые памятники, чествующие почившего понтифика польского происхождения Иоанна Павла II, который, как принято считать, сыграл ключевую роль в падении социалистического строя в этой стране. 
     
    Польский скульптор Мариан Конечны рассказал мне о том, что сейчас Папе Римскому в Польше посвящено больше памятников, чем Иосифу Сталину в начале 50-х годов XX века.  "И это хорошо, - добавил он. - По крайней мере, мои друзья и коллеги теперь имеют возможность заработать". 
     
    Когда в ноябре 2011 г. я увидел фотографию, запечатлевшую церемонию открытия памятника бывшему президенту США Рональду Рейгану в Варшаве, я воспринял это как еще одно свидетельство начала нового исторического этапа, в ходе которого на смену свергнутым кумирам приходят новые герои. 
     
    Однако в других странах этот процесс не всегда протекал так же гладко. В Эстонии решение о сносе памятника советскому солдату вызвало волну протестов со стороны русскоязычных граждан этой страны и стало причиной уличных беспорядков в столице. 
     
    Открытие нового памятника лидеру украинского националистического движения Степану Бандере в городе Львове на Западной Украине, вызвало негодование с стороны тех, кто осуждает Бандеру за сотрудничество с нацистами. И хотя Бандера стал жертвой социалистического режима, пав от руки убийцы, выполнявшего задание КГБ в Германии, для многих он по-прежнему остается террористом и коллаборационистом.  В итоге, местным активистам, выступавшим за возведение памятника, пришлось охранять его денно и нощно. Эти разногласия стали одним из проявлений политического напряжения в стране, где бывший президент Украины Виктор Ющенко публично восхищался личностью Бандеры, а его преемник Виктор Янукович, напротив, лишил его звания Героя Украины.    
     
    В 2010 году правительство Грузии объявило о своем намерении демонтировать памятник советским воинам, павшим во время Великой Отечественной войны, который был создан известным грузинским скульптором Мерабом Бердзинишвили. Подобное обострение отношений необходимо рассматривать в контексте российско-грузинской войны и продолжающихся разногласий между двумя странами. Некоторые московские чиновники даже предложили перенести многочисленные работы Бердзинишвили в Россию - все до единой. 
     
    Непрекращающиеся баталии за памятники являются отражением более масштабной борьбы за ценности, участники которой противостоят как друг другу, так и внутреннему врагу. Россия по-прежнему очень дорожит памятью о  Великой Отечественной войне или, как ее принято называть на Западе, Второй мировой войне. Кремль использует эти воспоминания в качестве эмоционального рычага - силы, способной сплотить народ. Правительство Грузии, в свою очередь, решило, что ее собственные герои Второй мировой войны слишком тесно связаны с Россией и что этому необходимо положить конец. Своеобразным исключением из антироссийской риторики Грузии предстает фигура Сталина, чей нетронутый образ, возвышающийся в Гори, должно быть, остановил пару отрядов российских солдат в 2008 году.     
     
    Бурные споры, вызванные сносом "Бронзового солдата" в Таллинне, также связаны с трактовкой исторических событий - этот памятник сегодня считают олицетворением советской оккупации Эстонии после Второй мировой войны, а не символом освобождения страны от нацистских захватчиков Красной армией.  И эта полемика  подчеркивает противостояние двух противоположных точек зрения на войну - стоит ли стыдиться сотрудничества с немцами, или же это было тактическим ходом в борьбе против России, и достоин ли обычный советский солдат какого-либо уважения в Эстонии?
     
    В отличие от Эстонии, в воссоединившейся Германии не был снесен ни один памятник Владимиру Ленину или советским солдатам. Власти страны заключили соглашение с правительством СССР об охране этих скульптурных изображений. Но даже без этого соглашения немецкое общество не требовало сноса советских монументов. 
     
    Возможно, решение оставить памятники было продиктовано тем, что жители Германии видели в них определенную историческую и образовательную ценность. Действительно, внешнее сходство творений нацистских и советских скульпторов напоминает о пороках, которые были общими для обоих режимов. В Берлине до сих пор стоят огромный памятник Ленину, установленный в восточной части города, и статуи "Десятиборец" и "Победитель", заказанные Адольфом Гитлером скульптору Арно Брекеру в преддверии Олимпийских игр 1936 года.    
     
    Построенный на Потстдамской площади новый мемориальный комплекс, посвященный памяти жертв Холокоста, является частью этой истории. Тем не менее, наличие глубоко чуждых друг другу скульптурных композиций практически не создает никаких противоречий в архитектурном пространстве Берлина.
     
    Упомянутый выше Лев Кербель, создатель официальных монументов советской эпохи, приветствует планы городского совета Уфы по восстановлению памятника Ленину. И, как ни странно, годом ранее власти польского города Поронино, в котором Ленин жил какое-то время до Октябрьской революции, восстановили статую первого лидера СССР, которая была уничтожена в 1989 г. 
     
    "Только так мы сможем привлечь туристов из России", - объяснил это решение мэр Поронино. 
     
    Грузинские солдаты проходят мимо разрушенной статуи Владимира Ленина, расположенной неподалеку от их базы.   
    Слева: "Бронзовый солдат", Эстония; Справа: мемориал памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне, Грузия.
     
    Также доступна английская версия статьи.
     
    Поделиться