В Красноярском крае выросло число ДТП со смертельным исходом

Полицейские бьют тревогу: согласно статистике, при уменьшении общего числа ДТП в Красноярском крае выросло количество происшествий с тяжкими последствиями и смертельным исходом.

Следователи, которым приходится расследовать уголовные дела, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, утверждают: причины для роста аварийности давно известны. Это и излишняя самоуверенность водителей, особенно тех, чей стаж за рулем исчисляется лишь месяцами, и постоянно растущее число машин на дорогах. Почему необходимо детально выяснять причину автокатастроф и как это поможет сделать жизнь водителей и пешеходов безопаснее, рассказывает начальник отдела следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю полковник юстиции Нина Шлякова:

РГ: Нина Васильевна, вы возглавляете отдел по расследованию ДТП. Как складывалась ситуация на дорогах края в прошлом году?

Нина Шлякова: К сожалению, увеличилось количество ДТП с тяжелыми последствиями и смертельным исходом. Я связываю это с несколькими причинами. Например, с увеличением автопарка. Еще одна причина - это до недавнего времени упрощенная процедура обучения и получения водительских прав: из-за нее на дороги Красноярского края попало очень много молодежи с минимальным стажем вождения. Например, в прошлом месяце молодая женщина сбила на пешеходном переходе девочку, не оказала помощи и скрылась. Водительницу удалось найти и привлечь к уголовной ответственности. Как оказалось, женщина получила водительские права буквально за месяц до ДТП.

Возросло и число происшествий с маршрутными автобусами. В этом году мы окончили расследованием пять уголовных дел, когда автобусы тяжело травмировали людей прямо на остановках общественного транспорта.

Один пример. 25 сентября прошлого года водитель "ПАЗа" ехал по маршруту N 84. Высадив пассажиров на остановке "2-я Брянская" по улице Калинина, он закрыл двери и поехал дальше, даже не убедившись, что все вышедшие из автобуса отошли на безопасное расстояние. В результате 85-летняя бабушка упала прямо под колесо, проехавшее по ее ноге. Несмотря на все усилия врачей, ногу пришлось ампутировать. Представляете, каково было перенести это столь пожилому человеку? Кстати, расследование доказало, что именно поведение водителя не обеспечило безопасность пенсионерки. Железнодорожный районный суд приговорил его к году лишения свободы с испытательным сроком в два года.

РГ: ДТП с участием автобусов почти всегда вызывают общественный резонанс. Почему, несмотря на контроль за водителями перед рейсом, ездить в маршрутках все равно небезопасно?

Шлякова: К сожалению, не всегда перевозчики уделяют должное внимание водителям, их здоровью и графику работы, а также состоянию транспортных средств. Так, например, нами окончено расследованием уголовное дело о наезде 20 ноября 2010 года автобуса марки "ЛиАЗ" на женщину. Как выяснилось, автобус имел дефект при открывании-закрывании дверей, и водитель это знал. Тем не менее маршрутку выпустили в рейс. Во время движения двери самопроизвольно открылись, пассажирка выпала и получила тяжкие увечья.

Кстати, обращает на себя внимание тот факт, что практически по всем уголовным делам о ДТП с участием автобусов обвиняемыми оказывались водители в возрасте 35-45 лет, с достаточным водительским стажем, обладающие профессиональными навыками вождения, на момент ДТП не употреблявшие алкоголь или наркотики. Тем не менее они грубо нарушили правила дорожного движения, и это привело к трагическим последствиям для пассажиров, за чью жизнь водители маршруток несут ответственность.

РГ: В чем основное отличие расследования ДТП от других правонарушений?

Шлякова: Дорожно-траспортные происшествия - это, конечно, тоже нарушения закона, но чаще всего неумышленные. Человек, совершивший ДТП, как правило, обычный гражданин, не замышлявший ничего преступного. Поэтому по таким делам и обвиняемые, и потерпевшие - все испытывают сильные психологические нагрузки. Особенно, если речь идет о гибели человека. Ведь обвиняемому приходится выезжать на следственный эксперимент, проверку показаний на месте совершения дорожно-транспортного происшествия, а значит, - каждый раз вновь переживать момент, который разделил его жизнь на "до" и "после". Следователю тоже нелегко работать в таких психологических условиях. Я помню случаи, когда водители, взрослые мужчины, плакали, возвращаясь на место ДТП и осознавая случившееся.

РГ: Но если водитель садится за руль в состоянии алкогольного опьянения, он должен предполагать, что это может плохо кончиться, разве - нет?

Шлякова: Конечно, должен. Именно поэтому в прошлом году законодатель ужесточил меру ответственности для лиц, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Так, например, пьяный водитель, по вине которого погибли два или более человека, теперь может оказаться в местах лишения свободы на срок до 9 лет.

Но знаете, кроме пьянства за рулем страшна излишняя самоуверенность, с которой мне и моим коллегам приходится постоянно сталкиваться. Сколько раз приходилось слышать объяснения вроде: "Думал, проскочу", "Надеялся, что успею", "Отвлекся буквально на секунду". А эта "секунда" перечеркнула чью-то жизнь...

РГ: Если следствие длится долго, вокруг него часто возникает шумиха: дескать, виновных так и не накажут. Почему некоторые ДТП расследуются по несколько месяцев и более?

Шлякова: Расследование дорожно-транспортного происшествия -работа очень кропотливая. Практика показывает: в среднем только треть водителей признают свою вину. Большинство же выдвигают различные версии, которые мы обязаны проверять и опровергать. У нас был случай, когда буквально в чистом поле, ударившись о единственное растущее там дерево, разбились двое парней. Очевидцев ЧП не оказалось. Водитель был пьян, но отделался царапинами, а его друг-пассажир погиб. Так вот. Сидевший за рулем до приезда сотрудников милиции успел перетащить тело погибшего на водительское место и яростно уверял потом следствие, что он тут ни при чем. В ходе расследования удалось восстановить истинную картину происшедшего. Но для этого пришлось проводить множество экспертиз, следственный эксперимент. А это - время.

Если произошел наезд на препятствие и пассажиров или водителя выбросило из машины, нужно установить, кто где сидел и что происходило в салоне автомобиля до ДТП. Возникает множество сложностей, особенно если потерпевшие получили сильные травмы и не могут дать показаний. Судебно-медицинские экспертизы, которые определяют степень тяжести телесных повреждений, проводятся только после полного выздоровления пострадавших. На это тоже уходит много времени. Длительное время занимает проведение геномных экспертиз.

РГ: Какими качествами должен обладать следователь, работающий с ДТП?

Шлякова: Работа следователей моего отдела - это не только суточные дежурства и постоянные командировки по краю. Специфика расследования дорожно-транспортных происшествий такова, что моим коллегам нередко приходится трудиться в экстремальных ситуациях, особенно при проведении следственных экспериментов, когда нужно восстановить картину ДТП в тех же погодных условиях: в снег, дождь, мороз, ночью. Причем, нередко за пределами населенных пунктов, на трассах. И каждый из них должен быть не только грамотным юристом, но и человеком, хорошо понимающим чужую боль, страх, отчаяние. Это специфика расследования ДТП. Для меня следователь - это ответственность, логика, интеллект. И, конечно, азарт. Азарт распутать самое сложное дорожно-транспортное происшествие и восстановить истину.

О пешеходах:

- В ДТП не всегда виновны именно водители. Пешеходы у нас, к сожалению, тоже далеко не всегда законопослушны - бывает, нарушают ПДД и становятся не только жертвой, но и причиной дорожно-транспортного происшествия. Подобное легкомыслие не перестает меня удивлять. Конечно, этим людям, в отличие от меня, не приходилось выезжать на место аварии и видеть, какие чудовищные телесные повреждения может причинить транспортное средство...

Особенно тяжело, когда по вине взрослых получают травмы дети. Бабушка везла внучку на саночках: сама успела перейти дорогу, а санки попали под колеса машины. Ребенок погиб. В прошлом году молодая женщина с коляской решила перейти дорогу в неположенном месте. Думала, успеет - машины как раз стояли в пробке. Она катила коляску перед собой, вышла из-за грузовика и не успела среагировать на автомобиль, начавший движение. Малыш получил сильные травмы, а расследование доказало, что у водителя не было возможности предотвратить наезд. Работать по таким делам очень тяжело. С одной стороны, обвиняемая и так страшно наказана, с другой - закон есть закон. Вообще, мое мнение: взрослые, находясь на улице с детьми, должны соблюдать ПДД просто безукоризненно. И не только потому, что ребенок сам не может уберечь себя от опасности. Просто дети учатся на поведении взрослых, и никакие объяснения, вроде "мы только один раз перебежим дорогу, а сам так не делай" уже не помогут.