Можно ли прожить хотя бы день, не имея ни копейки наличных в кармане, пользуясь исключительно банковской картой? Житейский опыт показывает: в центре Екатеринбурга вполне можно рассчитывать на электронный кошелек в супермаркетах, кафе, аптеках, но ближе к окраинам мегаполиса жизнь "по безналу" существенно осложняется. Там пластиковая карта практически не рассматривается как платежное средство в магазинах шаговой доступности, предприятиях общепита и бытового обслуживания. А отъехав еще 40-50 километров от областного центра, полагаться на банковскую карту и вовсе бесполезно, даже если у вас миллион на счете. Разве что добраться в долг на такси до ближайшего банкомата и снять спасительные наличные.
Между тем Свердловская область стабильно входит в тройку регионов-лидеров по числу электронных терминалов в торговле, банкоматов и выпущенных банковских карт. За последние пять лет Средний Урал совершил прорыв в отлаживании системы безналичных расчетов. Так, по данным ЦБ РФ, количество банковских карт, находящихся сегодня в обращении только физических лиц, составляет уже 5,8 миллиона штук (в 2007 году было 3,8 миллиона). В торговых предприятиях области установлено 23 тысячи электронных терминалов, в регионе действуют почти 5 тысяч банкоматов. В 2007 году общее количество всех этих устройств составляло 18,6 тысячи. При этом суммы расчетов по банковским картам перевалили уже за 5,5 миллиарда рублей в год.
И все же, как следует из данных того же анализа ЦБ, доля наличного денежного оборота по-прежнему львиная - 81 процент. Хотя, надо признать, год назад она достигала 86 процентов. Почему же без кошелька с купюрами по-прежнему достаточно сложно обойтись?
- Во-первых, установить электронный терминал оплаты - значит автоматически сделать бизнес прозрачным, - отмечает заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. - Между тем значительная часть малого и среднего бизнеса работает в теневом секторе. И это не столько вина отечественных предпринимателей, сколько их беда: они поставлены в ситуацию, когда сделать бизнес полностью подконтрольным налоговым органам для них практически равно его ликвидации. Понятно, что бизнесмены стараются не показывать реальный оборот, предпочитая работать с наличкой. Но это будет длиться ровно до тех пор, пока они не почувствуют, что теряют клиентов.
Доцент кафедры экономической теории Высшей школы экономики УрФУ Анна Дьячкова считает, что еще одна немаловажная причина - нежелание магазинов, предприятий сферы обслуживания нести дополнительные расходы, выплачивая комиссию за осуществление операций по безналичному расчету.
- Банк взимает 1,5-2,5 процента от суммы платежа с организации (подчеркну - не с покупателя), и предприятия с небольшим оборотом, конечно, предпочитают экономить. Правда, зачастую экономия выходит мнимой: магазины при этом упускают клиентов, - констатирует эксперт. - Кстати, в Париже даже билеты в метро или музеи можно приобрести, рассчитываясь средствами с банковской карты. А в США человек, имеющий более 50 долларов в бумажнике, может даже вызвать подозрение.
Ко всему, по мнению Дьячковой, кэш в России популярен, поскольку часть населения по-прежнему настороженно относится к пластиковым картам. Опасаются мошенников, банкоматов, "проглатывающих" карты, поэтому в день зарплаты или пенсии многие стараются поскорее снять все деньги со счета.
Надо сказать, что банки, со своей стороны, стремятся поднять "рейтинг" пластиковых карт. Устраивают лотереи, вводят накопительные бонусы и специальные программы. Стремятся максимально увеличить долю безналичных платежей в общем обороте денежных средств и власти.
- За последние несколько лет в регионе было реализовано две программы по активизации безналичных расчетов, - отмечает Евгений Болотин. - Первая касалась оплаты коммунальных платежей и довольно успешно реализована: оплатить услуги ЖКХ, не вставая с дивана, сегодня легко. Цель второй программы - снабдить электронными терминалами оплаты предприятия торговли. И результат тоже неплохой. По крайней мере, во всех крупных городах области есть возможность сделать покупки по пластиковой карте, и уже далеко не только в супермаркетах.
К слову, по данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, сегодня электронные терминалы оплаты имеются в 70 процентах всех магазинов областного центра и в 30-40 процентах предприятий, относящихся к сфере обслуживания. Банкиры даже предлагают законодательно обязать предприятия иметь такие терминалы. Впрочем, по мнению Евгения Болотина, куда действеннее "метода кнута" было бы создание таких экономических условий, в которых владельцам малого и среднего бизнеса стало бы незачем и даже невыгодно скрывать оборот.
Анатолий Филиппенков, председатель Союза малого и среднего бизнеса в Свердловской области:
- У меня был случай, когда служба безопасности банка сняла с моей карты 150 тысяч. Потом, конечно, вернули, извинились. Но такое в России случается нередко. Поэтому иностранцы и удивляются нашим туристам, которые ходят с пачкой долларов, перетянутой резинкой. Я сам пользуюсь за границей пластиковой картой. Но на родине расплачиваюсь только наличными. Хотя переходить на безналичный расчет, конечно, надо. Это поможет контролировать денежные потоки и выявлять преступность.
Лев Ковпак, вице-президент одной из торговых сетей:
- Большие суммы наличными не ношу с собой давно. В кармане, например, сейчас около 800 рублей. Считаю, что расчеты карточкой очень удобны. Кроме того, удобны и кредитные карты. Но, несмотря на то, что терминалы есть в большинстве объектов общепита, торговли и услуг, иногда бывают и неприятные ситуации. Например, придешь в магазин с хорошим настроением, наберешь подарков, идешь к кассе, а тебе говорят: "Связи с банком нет. Извините".